Математика для всех и каждого

  • Глухова Мария Михайловна, учитель математики

Создание заинтересованного отношения к учению
– проблема, проходящая через всю историю школы,
не потерявшая актуальность и сегодня.

Известно, как неоднороден, бывает уровень
знаний и умений учеников, которых учит один и тот
же педагог. Речь идет о нормальных в психическом
развитии школьниках. Но они воспринимают и
усваивают одни и те — же объяснения учителя, один
и тот же материал по-разному, что приводит к
неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов и
психологов показывают, что результаты учебной
деятельности во многом зависят от того, что
побуждает эту деятельность, т.е. зависят от
мотивов. От того, как удается развить мотивацию
учения у школьников, вызвать потребность в
знаниях, научить учиться, во многом зависит
успешность обучения (А.К.Маркова, Л.И.Божович,
А.Н.Леонтьев и др.). Но прежде чем развивать
учебную мотивацию, ее необходимо познать,
выявить ее реальный уровень и возможные
перспективы, “зоны ближайшего развития“ у
каждого ученика и класса в целом.

При планировании учебного процесса, нельзя
ориентироваться на абстрактного среднего
ученика, необходимо найти мотивирующий стержень
для каждого. Для меня это постоянный поиск
оптимального сочетания методов и приемов работы,
которые дали бы возможность одним ученикам
двигаться дальше, самосовершенствоваться и
выходить на более высокий творческий уровень, а
другим бы помогли в стабилизации учебного
процесса.

Применение ИКТ на уроках математики
способствует:

  • Активизации познавательной деятельности
    учащихся.
  • Развитию вариативности мышления,
    математической логики.
  • Направленности мыслительной деятельности
    учащихся на поиск и исследование.

По данным исследований, в памяти человека
остается

25% услышанного материала, 33% увиденного, 50%
увиденного и услышанного,75% материала, если
ученик вовлечен в активные действия в процессе
обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах
процесса обучения: при объяснении нового
материала, закреплении, повторении, контроле, при
этом для ученика он выполняет различные функции:
учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,
сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения
путем активного диалога ученика с компьютером,
разнообразием и красочностью информации
(текст, звук, видео, цвет), путем ориентации
учения на успех (позволяет довести решение любой
задачи, опираясь на необходимую помощь),
используя игровой фон общения человека с машиной
и что немаловажно — выдержкой, спокойствием и
дружественностью машины по отношению к
ученику.

Формирование информационной компетентности
учащихся, т.е. умения получать информацию из
различных источников.

Поскольку наглядно-образные компоненты
мышления играют исключительно важную роль в
жизни человека, то использование их в обучении
оказывается чрезвычайно эффективным.
Электронные носители содержат в себе учебную,
наглядную информацию, тренажеры, средства
диагностики и контроля, то они служат для
формирования образного представления об
изучаемом объекте и для индивидуальной работы с
учащимися.

Применение презентаций на уроке позволяет:

  • более качественно реализовать принципы
    наглядности и доступности при обучении,
  • эффективнее использовать время на уроке.
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что
    активизирует познавательную деятельность
    учащихся.

Обучающие тесты использую с целью тренировки
и отработки знаний и умений учащихся по
изучаемой теме. Данные тесты предназначены
для выработки навыка применения полученных
знаний при выполнении определенных заданий,
ученик сразу видит свои ошибки и имеет
возможность их исправить с другой попыткой.
Контролирующие тесты предназначены для проверки
знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет
организовать самоаттестацию учащихся (проверить
свои знания без участия учителя.) Каждый ученик
имеет полную и объективную информацию о ходе
процесса усвоения знаний по
теме. Учащиеся знают шкалу оценок и
ориентируются на неё. Такая форма работы
позволяет иметь оперативную информацию о
контроле знаний учащихся, о состоянии процесса
усвоения знаний каждым учеником по любой теме,
видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации
пробелов знаний у учащихся. При применении ИКТ,
для отработки навыков учащихся по теме и
контроле, проведенном с помощью данной
технологии качество знаний учащихся выше, чем
при традиционных методах. Организованная на
уроке и во внеурочное время работа с тестами (в
электронном виде) формирует у ребят
основные “информационные” компетенции, а для
многих именно они сегодня наиболее актуальны и
будут необходимы ребятам в будущем.

Однако, согласно опубликованным в литературе
данным максимальная частота и длительность
применения средств ТСО в учебном процессе
определяется возрастом учащихся, характером
учебного предмета и необходимостью
использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного
средства обучения уже к 30-й минуте возникает
торможение восприятия материала. Использование
компьютера добавляет ещё и электромагнитное
излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать
напряженный умственный труд и эмоциональную
разрядку, разнообразные приемы и методы,
использую упражнения для снятия напряжения и
утомления при работе с компьютером и для
улучшения мозгового кровообращения.

В современной школе основной формой обучения
математике, главным связующим звеном в
интеграции различных организационных форм
обучения по-прежнему остается урок. В
педагогической литературе понятие “урок”
сводят к целостному, логически завершенному,
ограниченному определенными рамками времени
отрезку образовательного процесса, в котором
учебная работа проводится с постоянным составом
учащихся примерно одинакового возраста и уровня
подготовки. Любому уроку присущ ряд признаков: —
наличие образовательных, воспитательных и
развивающих целей; — отбор в соответствии с
поставленными целями учебного материала и
определение уровня его усвоения; — достижение
этих целей путем подбора подходящих средств и
методов обучения; — организация соответствующей
деятельности учителя и учащихся. При этом урок
математики имеет свою специфику. Содержание
урока математики, как правило, не является
автономным, оно разворачивается с опорой на
ранее изученное, подготавливая базу для освоения
новых знаний, что связано со строгой логикой
построения курса математики. В процессе
овладения математическими знаниями, по
сравнению с другими учебными предметами,
уделяется большее внимание развитию у учащихся
логического мышления, умений рассуждать и
доказывать. При обучении математике должны быть
созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог
усвоить на каждом уроке главное в изучаемом
материале, поскольку без базовой математической
подготовки постановка образования современного
человека невозможна. К тому же математика служит
опорным предметом для изучения смежных
дисциплин. — В процессе обучения математике
теоретический материал осознается и усваивается
преимущественно в процессе решения задач, потому
на уроках математики теория не изучается в
отрыве от практики. Наряду с традиционными
формами организации учебного процесса
рассматривается целая палитра “нестандартных”
уроков: * урок-практикум, * урок-экскурсия, *
урок-дискуссия; * урок-консультация; *
интегрированный урок, * театрализованный урок; *
урок-соревнование; * урок с дидактической игрой *
урок — деловая игра; * урок — ролевая игра и др.
Знание особенностей строения таких уроков не
только позволит ориентироваться в их
многообразии, но и поможет в творческой
разработке современного урока. На
нетрадиционных уроках, где происходит
закрепление, обобщение и углубление знаний,
полученных на лекции, в процессе выполнения
разнообразных упражнений у участников
вырабатываются навыки и умения по теме, частично
систематизируется изученный материал,
выделяется главное. На таких уроках можно
использовать дидактические игры и игровые
ситуации. Для создания игровых ситуаций
используются исторические сведения,
занимательные задачи, жизненные факты, задачи —
рисунки, примеры из других предметов,
межпредметные связи. Нетрадиционный урок — имеет
познавательное, обучающее, развивающее и
воспитательное значение. Практика показывает,
что нетрадиционные уроки значительно повышают
интерес учащихся к учебе, высокая познавательная
активность возможна только на интересном для
ученика уроке, когда ему интересен предмет
изучения.

К большому сожалению, практически все
названные способы мотивации учащихся к изучению
математики применимы к учащимся, которые имеют
необходимый запас знаний. Трудно ученику, с
низкими остаточными знаниями, понять проблему,
поставить цель, даже концентрировать своё
внимание на презентации. Новизна способа быстро
утрачивает свою привлекательность. Часто
приходиться слышать от учащихся, мне это не надо,
экзамен всё равно поставят, это не пригодится.
Исходя из вышеизложенных проблем, мною
поставлена задача на формирование ключевых
компетенций. В своей деятельности каждый
современный учитель стремится к тому,
чтобы наши дети умели вступать в диалог и были
понятыми, свободно владели информационными
технологиями, были способны к самоопределению и
самообразованию.

Ключевые компетенции
рассматриваются как готовность учащихся
использовать усвоенные знания, умения, способы
деятельности в реальной жизни для решения
практических задач. Приобретение этих
компетенций базируется на опыте деятельности
учащихся в конкретных ситуациях. Овладение
ключевыми компетенциями позволяют человеку быть
успешным и востребованным обществом. Одной из
главных целей обучения математике является
подготовка учащихся к повседневной жизни, а
также развитие их личности средствами
математики. В связи с практической
ориентированностью современного образования
основным результатом деятельности
образовательного учреждения должна стать не
система знаний, умений и навыков сама по себе, а
набор ключевых компетенций (ценностно-
смысловая, общекультурная, учебно —
познавательная, информационная,
коммуникативная, социально- трудовая,
личностная). Математическая компетенция
учащегося способствует адекватному применению
математики для решения возникающих в
повседневной жизни проблем.

Для организации работы со слабоуспевающими
детьми, необходимо применять
индивидуально-групповую работу, применяя
дифференцированные тренировочные задания,
инвариантные практические работы,
дифференцированные проверочные работы,
творческие работы по выбору. На уроках
и дополнительных занятий использую
“Карточки помощи”, “Памятки для учащихся”,
игровые задания, которые дают возможность
работать на уровне подсознания. В работе
создаются специальные ситуации успеха. При
опросе слабоуспевающим школьникам
дается примерный план ответа, разрешается
пользоваться планом, составленным дома, больше
времени готовиться к ответу у доски, делать
предварительные записи, пользоваться наглядными
пособиями и пр. Ученикам задаются
наводящие вопросы, помогающие последовательно
излагать материал. В ходе
опроса и при анализе его результатов
обеспечивается атмосфера доброжелательности. В
процессе изучения нового материала
внимание слабоуспевающих учеников
концентрируется на наиболее
важных и сложных разделах изучаемой
темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами,
выясняющими степень понимания учебного
материала, стимулирует вопросы учеников
при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на
уроке слабоуспевающим школьникам даю
задания, направленные на устранение ошибок,
допускаемых ими при ответах или в
письменных работах: отмечаю положительные
моменты в их работе для
стимулирования новых усилий, отмечаю типичные
затруднения
в работе и указываю способы
их устранения, оказывается помощь с
одновременным развитием самостоятельности в
учении. При организации
домашней работы для слабоуспевающих школьников
подбираются задания по осознанию и исправлению
ошибок: проводится подробный инструктаж о
порядке выполнения домашних заданий, о возможных
затруднениях, предлагаются (при необходимости)
карточки-консультации, даются задания по
повторению материала, который потребуется для
изучения новой темы. Объем домашних заданий
рассчитывается так, чтобы не допустить
перегрузки.

Для учителей давно существует азбучная истина:
если школьники хотят овладеть знаниями, то
эффективность познавательного процесса
существенно возрастает. Однако на практике мы
часто видим другое: дети не хотят учиться. Почему
же не хотят? В чем причины? Их, конечно, немало.
Хотя в каждом отдельно взятом случае найдется
своя причина, все же есть ряд типичных. Среди них
наиболее распространенными являются следующие.

  • Неумение учиться. Учение – это деятельность,
    требующая специальных умений и навыков, а также
    немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и
    понимать текст, навыки запоминания,
    наблюдательность, владение письмом,
    аккуратность, внимательность, достаточный
    словарный запас, умение слушать и говорить,
    терпение, настойчивость, целеустремленность,
    умения и навыки сотрудничества с окружающими,
    чувство ответственности – лишь часть тех умений
    и навыков, без которых невозможно добиться
    успехов в учении.
  • Большой объем школьного материала. Школа до
    сих пор отвечает на вопросы, которые школьник не
    задавал. Попробуйте накормить ребенка, который
    уже наелся!
  • Отвлекающие факторы. Обучение требует от
    школьника все больших затрат времени не только в
    школе, но и дома. Но не будем забывать, что вокруг
    него кипит полнокровная жизнь с разными
    соблазнами – телевизор, компьютерные игры,
    Интернет, наконец, улица. И когда ребенку нужно
    делать выбор между учением и возможностью
    насладиться вышеперечисленными соблазнами, увы,
    но выберет он, скорее, второе.
  • Однообразие учебного процесса. Монотонность
    и однообразие школьных занятий, делает школьную
    жизнь тусклой для многих подростков .
  • Упорно-однообразная авторитарная позиция
    учителей и родителей.
    Дома и в школе детям
    приходится слышать одно и то же: “Ты учишься для
    себя. Учись! Это главное в твоей жизни” и т.д. Как
    будто нет других тем для общения! Такую позицию
    взрослых дети воспринимают как несправедливую, а
    это тоже вызывает их протест и нежелание учиться.

Как наиболее эффективно организовать процесс
обучения? Как наиболее успешно добиться решения
поставленных задач? Эти вопросы всегда остаются
актуальными, несмотря на то, что разрабатываются
новые педагогические технологии, появляются
новые формы и методы обучения.

Современная образовательная ситуация требует
использования в учебном процессе специальные
средства и меры и прежде всего – стимулирование.
Необходимость в нем связана с тем, что человек
включается в любую деятельность только тогда,
когда это нужно ему, когда у него есть
определенные мотивы для ее выполнения. Любой
человек, занятый делом, хочет знать, насколько
успешно он действует. Без такой обратной связи не
может быть эффективной деятельности. У детей
тоже есть потребность посмотреть на свою работу
со стороны, сравнить свои успехи с успехами в
учебной работе своих одноклассников. Что
касается отметки, то ее роль чисто техническая:
она проявляет, обнаруживает, фиксирует оценку в
виде слова, цифры или какого-либо другого знака.
Никому и в голову не приходит протестовать
против отличных отметок, пятерок в дневниках
школьников, никто не говорит, что такие отметки
отбивают желание учиться. Значит дело не в самом
факте выставления отметки.

Конечно, расхождение между мечтой быть сильным
учеником и реальностью, которая обнаруживает
отметка, задевает слабого ученика. Но влияние
отметки в данном случае может быть двояким. Она
может стимулировать более упорную и успешную
работу. Если же на отстающего ученика обрушить
водопад двоек, тогда и получается закономерный
результат: у него пропадает желание учиться. Если
же предположить факт отмены отметок вообще или
выставления только положительных, мы
дезорганизуем школьников и не используем
стимулирующую роль отметки. В то же время при
целесообразной организации учебного процесса в
целом оценки становятся хорошим стимулом
познавательной деятельности. Особенно
благоприятно действуют на школьников
собственные успехи: они всегда укрепляют веру
школьника, да и любого человека, в собственные
силы и возможности. В таком состоянии возникает
желание преодолевать все большие трудности. И
действительно, учебная работа школьников
оказывается плодотворной и успешной. Ситуация
успеха – самый эффективный стимул
познавательной деятельности. Она удовлетворяет
потребность каждого школьника в самоуважении и
повышении престижа.

У подростков есть свои особенности, которые
приходится учитывать учителю. Прежде всего,
отмечу их стремление избежать всякой рутины,
однообразия и формализма, интерес к необычному.
Для них характерны потребность в справедливости,
нетерпимость к унижению, стремление к
взрослости. Тактичное отношение к каждому
ученику, в том числе и тогда, когда он слабо
учится, когда неправ, — такой стиль отношений
педагога с учениками удовлетворяет возрастные
потребности подростков и потому стимулирует их
желание учиться. Подростки любят испытать свои
возможности: кто сильнее, быстрее, больше знает и
умеет. Их стремление к соперничеству можно
использовать при организации различных
соревнований, конкурсов, викторин. Не забудьте,
что каждый ребенок – это прежде всего личность
со своими радостями, переживаниями, интересами,
привязанностями. Учет и возможное
удовлетворение и использование этих интересов
на занятиях отражается позитивно на учебной
деятельности. И еще вкратце. Помните, на успех
влияет все: привлекательность школьных
помещений, внешний вид учителя, кратковременный
отдых от умственных занятий (это не только
физкультминутки, но розыгрыши, шутки, анекдоты).
Вся школьная жизнь, все общение педагогов с
детьми должны быть пронизаны гуманным
отношением к школьникам.

Освоение учениками знаний, умений, навыков
преимущественно в форме деятельности.

Чтобы знания становились инструментом, с ним
нужно работать – применять. Любые знания, где
ученик действует сам или в паре, группе, делает
для себя или других. Даже во время лекции
учащиеся составляют “свою опору” — не просто
слушает, а обрабатывает информацию, выделяет
главное, ключевое (для него), фиксирует. Т.о.
работает со знанием, преобразует его в другую
форму.

Регулярно контролируя процесс обучения с
помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем лучше развита система, тем больше в ней
механизмов обратной связи. Отслеживаю на уроке
выполнение домашнего задания, понимание и
усвоение материала, овладение умениями и
навыками, включенность ученика в процесс
обучения, его настроение и т.д. На каждом уроке
математики с помощью нескольких приемов
проверяю теоретические знания и уровень
сформированности практических умений.

Литература

  • “Организация работы со слабоуспевающими и
    неуспевающими учащимися на уроке” Дектерева
    Е.А., 2011 г.
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С.-
    Петербург, 2000.
  • Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б.
    Формирование мотивации учения. М., 1990.
  • Захарова И.Г. Информационные технологии в
    образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн.
    заведений] – М.: Акадамия, 2007.

Интернет-ресурсы

  • http://area7.ru/metodic-material.php?10276
  • http://shanina.ucoz.ru/publ/metodicheskoe_obedinenie/obobshhenie_pedagogicheskogo_
    opyta/quot_ikt_na_urokakh_matematiki_quot/6-1-0-2
  • http://perepelicynal.ucoz.ru
  • http://school65.kubannet.ru/?q=node/199
  • http://pashnina146.blogspot.com/p/blog-page_21.html
  • funny-study.com›files/selfeducation/motivation.doc
  • http://www.docme.ru/doc/29029/degtyareva-rabota-so-slab-uchen

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *