Литературно-математическая регата. 6-й класс

  • Косотурова Татьяна Артуровна, учитель русского языка и литературы
  • Усова Наталья Толлиевна, учитель математики

 Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Встаёт вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельностью в процессе обучения. В этом необходимо разобраться, потому что учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения. Ведь в противном случае, если этого не делать, становится вполне реальной опасность, о которой говорил В.А.Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Интерес – является важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению его психологической жизни.
Интерес к литературе — это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить отзывчивость нравственную.  Литература, и в особенности поэзия, пробуждает «души прекрасные порывы». Немногие литературы мира дали своим читателям такое богатство « волшебных звуков, чувств и дум», как русская литература. И больно видеть, что это богатство нередко идет мимо тех, к кому обращено, кому так необходимо. Если сейчас организация чтения стала серьезной методической проблемой, то она становится проблемой в квадрате и в кубе, когда речь идет о самостоятельном чтении учащихся. В чем причина данного явления? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Можно назвать много объективных и субъективных причин. Но, несмотря ни на что, преподаватель должен стремиться привить учащимся интерес к литературе, дать возможность почувствовать прелесть художественного произведения. Как это сделать?
Бывают случаи, когда с ребятами выводишь формулу или теорему, один – два урока решаешь по ним задачи, проходит месяц, другой, и учащиеся не могут её вспомнить. Ученик блестяще знает формулы или теорему, но стоит ему задать простой дополнительный вопрос, и он теряется. Учащийся знает формулы, теоремы, может решить задачу, но если в этой задаче изменить немного условие, то он пасует перед ней. А иногда ребята не могут сделать вывод, подвести итог, сформулировать правило, теорему, признак. Почему?
Давно известно, что продуктивное обучение невозможно без мотивации, основа которой возбуждение и поддержание познавательного интереса. Когда интерес служит побуждением к деятельности, то его следует рассматривать как потребность учащегося в определённых предметах и видах деятельности, как источник желанных переживаний и средств достижения целей. В связи с этим необходимо, чтобы содержание обучения, цели и задачи, которые ставит учитель, имели для детей ясно понимаемый смысл.
Главная цель нашей работы: осуществление межпредметных связей математики и литературы, как средства активизации познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к предметам естественного и научного цикла.
Основная часть

Цели:

  • развитие логического мышления;
  • развитие памяти, наблюдательности, смекалки;
  • способствовать развитию творческой деятельности учащихся к самообразованию;
  • повышение интереса к изучению, как литературы, так и математики;
  • показать связь точной и гуманитарной науки;
  • воспитать уважение друг к другу, взаимопонимание.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями великих  о математике и литературе (Приложение 1);
  • карта регаты на магнитной доске (Приложение 2);
  • дополнительные задания (Приложение 3);
  • корабли по количеству команд с магнитами;
  • карточки с фамилиями писателей;
  • заготовка кроссворда;
  • «деньги» (жёлтые кружочки, их половинки и четвертинки);
  • грамоты;
  • выставка детских работ.

Вступление:  

Здравствуйте, ребята, уважаемые родители, гости! Сегодня вы отправитесь в путешествие — «Литературно – математическая регата». Мы приглашаем вас в далёкую и загадочную страну и обещаем вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности.

Правила игры:

В игре принимают участие по 2 и более команд, по 5-7человек. Каждая Команда получает корабль, с помощью которого она и будет проходить «регату». За скорость команде даётся – ½ монеты, за правильность — 1 монета (за каждый правильный ответ). Перед стартом каждая команда может получить «фору», 1/4 монеты. Для этого даётся задание болельщикам, перед каждым следующим рубежом.  
А теперь, когда мы знаем правила игры, можно начинать плавание. Но для этого нам надо знать, какие яхты участвуют в нашей гонке, (команды  придумывают названия своим яхтам и получают по ½ монеты).
Р.S. В команду игроков и болельщиков можно включить родителей, тогда игра получится более азартной и захватывающей.

Ход путешествия.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.

1 этап: Поэтический океан (решить задачи).

1) Посчитай, какое стадо обслужить ребятам надо:
Индюшат, их 240, водит Катя на пригорок;
Машет прутиком Илья, напевая:
«8 уток, один я, куда утки, туда и я»;
Что-то громко чересчур раскричались курицы,
Сотен 5 их было, и они как разволнуются!
А на речке уток 200, как закрякали все вместе! [1]
(948)

2) Над болотцем тихо, тихо.
В теплом воздухе парят
Сам комар и комариха,
С ними туча комарят.
Комариха с комаром говорят:
-Сосчитай-ка, комар, комарят.
-Как же счесть комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала комариха 40 пар.
А продолжил этот счёт уже комар.
Комарят комар до ночи считал,
Насчитал 13 тысяч, аж устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья? [1]
(13082)

3) Прилетели галки,
Сели на палки,   
Если на каждой палке,  
Сядет по одной галке, 
То для одной галки
Не хватит палки.
Если на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько будет галок?
Сколько будет палок? [6]
(галок 4, палок 3)

 4) Поп и работник Балда.
С хозяйством попа справляется 10 работников. Каждый работник в день съедает 1 каравай хлеба и другие продукты. Поп принял на работу Балду.

Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.

Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба экономил поп ежедневно?
(3 каравая)

5) Дедушка Мазай спасает зайцев.
Во время наводнения дедушка Мазай снял с острова зайцев.
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
Далее дедушка Мазай спас ещё некоторое количество зайцев, снимая их с пней. Интересно, что это число записывается теми же цифрами, что и число зайцев спасенных с острова, но в обратном порядке. Число зайцев с острова больше, чем число зайцев, снятых с пней. Оба числа двузначные.

Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев десяток спасалось на нём.

Мазай и этих зайцев взял с собой. Всего он спас 43 зайца. Сколько зайцев спас Мазай с острова?
(21 зайца)

6) Как-то рано по утру  
Птицы плавали в пруду. 
Белоснежных лебедей  
Втрое больше, чем гусей,
Уток было восемь пар —
Вдвое больше, чем гагар,
Сколько было птиц всего.
Если нам ещё дано,
Что всех уток и гусей
(г.8+л.24+у.16+гаг.8=56)

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…

Конкурс с болельщиками.

Назвать, как можно больше поговорок или пословиц, в которых присутствуют числа. (Тот, кто называет пословицу последним, приносит своей команде ¼  монеты).

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах…

2 этап: Литературный залив (определить, кому принадлежат слова).

1) Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всём права.
Чтоб ни случилось в мире,
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре! [1]
(С.Я.Маршак)

2) Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит.
(М.В.Ломоносов)
З) Изучение математики приближает к бессмертным богам.
(Л.Н.Толстой)
4) Человек — есть дробь. Числитель – это достоинства человека, знаменатель — это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя — свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя — своё мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизиться к совершенству.
(Л.Н.Толстой)
5). Мы почитаем всех нулями, а единицами себя.
(А.С.Пушкин)

Ветер весело шумит,
судно весело бежит.

Конкурс с болельщиками.

Назвать, как можно больше сказок, произведений в которых присутствуют числа (последний назвавший, приносит своей команде ¼  монеты).

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
 Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.

З этап: Сказочное море (решить задачу).

Автор сказки «Красная шапочка» француз Шарль Перро родился в 1628г., автор сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин родился на 171 год позже, а автор сказки «Три медведя» Л.Н.Толстой родился на 29 лет позже А.С.Пушкина. Сколько лет прошло со дня рождения авторов любимых детских сказок до наших дней? [6]
(2008г.: Перро-380, Пушкин-209, Толстой-180)

Ветер весело шумит,
судно весело бежит…

Конкурс болельщиков.

Прочитать выразительно стихотворения В.Хотомской, заменив числа  З и 100 словом.

Есть у нас З сес3цы.
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться 
Рассказать о троих?
У одной, что в с3жове,
Над окошком жил сЗж.
С3чь она мастерица
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Ус3цах,
Никаких ус3ц нет,
Но зато осе3ну
Подают на обед.
А у третьей, в Быс3де,
Быстрина на реке,
И резвятся 3тоны
По ночам на песке.
У про100го 100рожа –
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И I00личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух неро100
Вычистит все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У про100й I00ножки
100ит по 100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять[3].

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах…

4 этап: Мыслительный водопад  
(придумать математические слова с буквой «У») [1].

Ветер весело шумит,
судно весело бежит

 Конкурс болельщиков (Отгадать загадки) [1].

1). Одна нога и шапка, а головы — то нет.
2). Под двумя дугами два яблока с кругами. 
З). Два брюшка, четыре ушка.
4). Пять чуланов, а ход один.
5). У матери пять сыновей, все на одно имя.
6). Семь братьев: годами равные, именами разные.
7). Когда сухо — клин, когда мокро — блин, одна нога, и та без сапога.

(Гриб)
(Глаза)
(Подушка)
(Перчатка)
(Пальцы рук)
(Дни недели)
(Зонт).

 Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах на поднятых парусах…

5 этап: Загадочный остров (назвать автора и название книги).

Даётся четыре подсказки. За каждую последующую подсказку цена ответа уменьшается на ¼  монеты.
• эта книга создана английским писателем и рассказывает о путешествии судового доктора;
• все математические вычисления в этом произведении выполнены совершенно точно;
• главный герой был захвачен и связан по рукам и ногам маленькими человечками;
• главный герой побывал в стране великанов.
(Джонатан Свифт «Приключения Гулливера»)

Заключение:

 Итак, ребята, наше литературно – математическое путешествие подошло к концу, пора возвращаться домой (на сушу, землю). Но эта замечательная страна ещё не раз позовёт нас пройти по своим морским просторам. А сейчас мы узнаем победителей нашей литературно – математической регаты.

Подведение итогов, награждение.

Приложение 4 (фотоотчёт о проведённом мероприятии)

Заключение

 Главное, что дает внеклассное мероприятие – свобода. Учащиеся свободны в выборе вида деятельности, способов предъявления результата, в выборе партнера и места работы. Состояние комфорта для учащихся любого уровня подготовки создает отсутствие отметок за работу на уроке. Этот факт во многом  исключает пассивность учащихся в работе. В обстановке свободного обмена мнениями каждый чувствует себя способным к творчеству. Здесь каждый пропускает через себя чужой опыт, прислушивается к другим, чтобы найти свое, приложить к своему опыту что-то новое, добытое в процессе творческого поиска.
«Путешествие» пробуждает мысль, учит видеть, слушать, сочувствовать, сопереживать. Ребята видят наглядно связь математики и литературы, осознают насколько могут быть близки совершенно разные науки. Недаром Софья Ковалевская писала: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». Надеемся, что у ребят появится интерес к изучению математики и повысится читательская активность.
Ролевая игра «Литературно – математическая регата» является оптимальной для активизации познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к предметам естественного и научного цикла, так как ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Это позволяет в интересной для ребят форме повторить пройденный материал (по математике и литературе), развивая фантазию, воображение и речь, повышая при этом мотивацию к учебной деятельности.

Приложения

Список литературы.

  1. Альхова 3.Н. Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов ОАО изд. «Лицей» 2001 г.
  2. Вирченко Н.А. Математика в афоризмах, цитатах, высказываниях.
  3. Казбек — Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5— 11 классы. М, 2006 г.
  4. Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6класс. Волгоград: Учитель, 2003г.
  5. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. М, 1981 г.
  6. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6классах. Книга для учителя. Из опыта работы. М. «Просвещение» 1991 г.
  7. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г. и др. Учебник – собеседник для 5 – 6 классов. М. «Просвещение» 1989 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *