Культурно-исторический портрет России к XIX – начала XX вв ученическая конференция

  • Иванова Лариса Борисовна, учитель истории и обществознания
  • Карагичева Ираида Владимировна, учитель истории и обществознания

Урок-конференция с элементами ролевой игры
организуется следующим образом. Учащиеся
делятся на три команды. На конференцию выносятся
три доклада, которые готовят три группы
докладчиков по 3 человека от каждой команды.
Остальные учащиеся выступают в роли болельщиков.
Три эксперта выставляют оценки после каждого
этапа работы. Секретарь следит за регламентом и
заполняет табло на доске. Эксперты учитывают
работу каждого представителя своей команды,
отмечают все ответы на своих табло (в первой
колонке вместо № команды список членов команды).

Табло на доске


№ команды Доклады Вопросы Ответы Похвальное слово Оппоненты Итог
1-е выступление 2-е выступление 3-е выступление 1 2 1 2
1.
2.
3.

Требования к докладчикам. Докладчики
должны достаточно полно осветить предложенный
им вопрос, сделать выводы и обобщения.

Роли болельщиков. Болельщики внимательно
слушают выступления других команд и готовят
вопросы.

  • Болельщики 1-й команды задают вопросы 2-й и 3-й
    командам,
  • болельщики 2-й команды — 1-й и 3-й командам,
  • болельщики 3-й команды — 1-й и 2-й командам.
  • Болельщики выступают как оппоненты другим
    командам, они должны высказать свою точку зрения
    о докладах.
  • Болельщики также выступают с похвальным словом
    своей команде.

Последовательность работы

1 этап

  • 1-й доклад — вопросы — ответы.
  • 2 -й доклад — вопросы — ответы.
  • 3 -й доклад — вопросы — ответы.

2 этап. Выступление оппонентов по всем
трем докладам.

3 этап. Похвальное слово представителей
команд

4 этап. Подведение итогов и выставление
оценок.

Этапы урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка
интегрирующей цели.

2. Входной контроль.

3. Просвещение, образование и наука в России на
рубеже XIX -XX веков.

4. Литература, живопись, архитектура и
скульптура на рубеже веков.

5. Культурная жизнь России в конце XIX — начале XX
века (музыка, балет, театр, кино).

6. Завершающий контроль.

7. Рефлексия.

1. Мотивационная беседа. Формулировка
интегрирующей цели.

Начало XX века — переломное время в развитии
России. Поиск путей дальнейшего развития страны
отразился и на развитии культуры. На волне
переосмысления жизненных ценностей расцвели все
виды творческой деятельности. Культура выразила
переломный характер своего времени, его поиски,
трудности, прогрессивные и кризисные явления.
«Серебряным веком» русской культуры был назван
рубеж XIX — XX веков.

Сегодня мы должны познакомится с основными
направлениями развития Российской культуры на
рубеже XIX — XX веков, выявить традиционные и новые
черты культурной жизни России. Мы решили
провести конференцию, с правилами проведения
которой вы уже знакомы.

Вам предстоит развить уже имеющиеся у вас
навыки и научиться:

— самостоятельно готовить доклады и выступать с
ними;

— правильно распределять время работы над
заданиями;

— оценивать свою работу и работу товарищей;

— делать самостоятельно записи в тетрадь.

2. Входной контроль

Цель: вспомнить, что такое «культура» и какие
факторы оказывают влияние на развитие культуры.

Задание.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое «культура»?

2. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают
влияние на развитие культуры?

3. Просвещение, образование и наука в России на
рубеже XIX -XX веков.

Цель: познакомиться с демократическими
тенденциями в деле образования и просвещения в
России в начале XX века, с научной жизнью России
конца XIX -начала XX веков, с выдающимися
представителями отечественной науки, их вкладом
в мировую науку и общественный прогресс.

Задание.

Прослушав доклады первой команды, болельщики
2-й и 3-й команд готовят вопросы, болельщики первой
команды должны на них ответить.

Участники первой команды выступают с
докладами.

1. «Образование и просвещение в России в к. XIX — н.
ХХ веков».

2. «Развитие естественных и точных наук.
Выдающиеся представители отечественной науки».

3. «Общественные науки на рубеже веков».

Прослушав доклады, приступаем к дискуссии.
Вопрос 2-й команды — ответ 1-й команды, вопрос 3-й
команды — ответ 1-й команды. Эксперты оценивают
доклады, вопросы и ответы. Секретарь заполняет
табло на доске.

4. Литература, живопись, архитектура и
скульптура на рубеже веков.

Цель: познакомиться с основными
художественными школами, течениями и принципами
отражения окружающего мира в литературе на
рубеже XIX — XX вв., выяснить характерные черты
художественного творчества начала XX века.

Задание.

Прослушав доклады 2-й команды, участники 1-й и 3-й
команды готовят вопросы, болельщики 2-й команды
должны на них ответить.

Участники 2-й команды выступают с докладами.

1. «Основные направления в развитии литературы
и их представители».

2. «Изобразительное искусство. Выдающиеся
мастера России начала XX века».

3. «Скульптура и архитектура России. Известные
ваятели России».

Прослушав доклады, приступаем к дискуссии.
Вопрос 1-й команды — ответ 2-й команды, вопрос 3-й
команды — ответ 2-й команды.

Эксперты оценивают доклады, вопросы и ответы.
Секретарь заполняет табло на доске.

5. Культурная жизнь России на рубеже XIX- XX вв.
(музыка, балет, театр, кинематограф).

Цель: познакомиться с музыкальной культурой
России, с театральной жизнью страны, с
возникновением и развитием кинематографа.

Задание.

Прослушав доклад 3-й команды, участники 1-й и 2-й
команды готовят вопросы; болельщики 3-й команды
отвечают на них.

Участники 3-й команды выступают с докладами.

1. «Музыкальная культура России».

2. «Театральная жизнь России».

3. «Кинематограф в культуре России начала XX
века.

Прослушав доклад, приступаем к дискуссии.
Вопрос 1-й команды — ответ 3-й команды, вопрос 2-й
команды — ответ 3-й команды. Эксперты оценивают
доклады, вопросы и ответы. Секретарь заполняет
табло на доске.

6. Завершающий контроль.

Цель: определить, удалось ли достичь
поставленных целей.

Задание.

Вы должны выступить в роли оппонентов и с
похвальным словом своей команде.

1. Выступления оппонентов оценивают эксперты.

2. Похвальное слово также оценивают эксперты.

Секретарь заполняет табло на доске и подводит
общий итог работы команд, определяет места.

Эксперты подводят итог индивидуальной работы и
выступают оппонентами.

7. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной
шкале, ответьте на три вопроса:

1. Как я усвоил материал?

2. Как я работал на уроке?

3. Как работала команда? Сформулируйте свое
мнение об уроке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *