Коррекция звуков на уроках обучения грамоте

  • Шемякина Надежда Ивановна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (170,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребёнка и процесса социальной адаптации является правильная речь. Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, отражается на его деятельности и поведении. Среди учащихся общеобразовательной школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности учащихся в контексте развивающего обучения. Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени, в результате чего может снизиться мотивация учения, повышается утомляемость. Такой ребенок требует к себе нестандартного подхода, использования индивидуальных программ развития, новых инновационных технологий обучения. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Выявление учащихся с речевой патологией осуществляется в два этапа.

На первом этапе, при массовом обследовании используется ряд приемов, которые, на наш взгляд, являются наиболее эффективными для определения специфических признаков фонетико-фонематического и общего недоразвития речи:

  1. Изолированное называние звуков [с],[з],[ц] и т.п.
  2. Отраженное называние слогов [са-со-су],[за-зо-зу]и др.
  3. Отраженное называние слов (сок, носки, пёс и др.).
  4. Называние несложных по своей структуре слов по предметным картинкам (сова, часы, нос и др.).
  5. Отраженное произношение предложений (Соня сидит на скамейке.).
  6. Произнесение чистоговорок, потешек и др.
  7. Повторение и самостоятельное произнесение слов и предложений со сложной слоговой структурой, содержащих оппозиционные звуки. (Шла Саша по шоссе. Ча-ща, ча-ща, в речке ловим мы леща).

На втором этапе проводится более углубленное индивидуальное обследование, используя принцип динамического изучения.

Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, используемые на уроках. Основной задачей коррекционного обучения является восполнение пробелов в звукопроизношении и формирование представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слога — звукового состава слова. При планировании логопедических занятий необходимо ориентироваться на современную методику обучения грамоте, чтению и письму.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

  1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным).
  2. Развитие фонематического восприятия, т е дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Развитие слухопроизносительной дифференциации фонем необходимо начинать с опоры на зрительные восприятия, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произнесения звуков. Развитие кинестетических ощущений нужно начинать с уточнения артикуляции звуков. Ощущение положения речевых органов в процессе артикуляции затруднено, дети не сразу могут определить положение губ, языка при произнесении того или иного звука. Для формирования подвижности органов артикуляционного аппарата проводится артикуляционная гимнастика. Дети должны научиться оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. Затем проводится постановка, автоматизация и дифференциация неправильно произносимых звуков. Параллельно проводится работа по развитию фонематического слуха по следующему плану:

  1. Уточнение артикуляции звуков
  2. Выделение звука на фоне слога.
  3. Выделение звука на фоне слова.
  4. Определение места звука в слове (позиции).

Задания по коррекции звуков включают в себя:

  • правильное произношение звуков в словах различной слоговой структуры;
  • различие звуков в речи;
  • усвоение лексического, грамматического значения слов;
  • правильное употребление предложений разной структуры;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти, последовательности.

Примерные задания по коррекции звуков.

Звуки с – с’ Звуки З- З’
Са –сы са-сы-са са-са-сы-сы
Сы-сы сы-са-сы са-сы-са-сы
Ста-сто-сту-сты сту-ста-сто-сты
Сто-ста-сты-сту сты-сто-сту-ста
Си-си-си-сито Ся-ся-ся-сядь
Се-се-се-сено Се-се-се-сема
Ась-ась-ась-карась
Ось-ось-ось-лось
Усь-усь-усь-гусь
Ысь-ысь-ысь-рысь
Си-си-сие се-се-си си-се-си се-си-се
Ся-ся-се се-се-ся ся-се-ся се-ся-се
Сима, синий, синька, осина,
висит, погаси, сила, сильный,
косилка, носилки, укусил. Гуси,
керосин. Сидеть, носит, босиком.
косит, сигнал, лисий. василек,
сироп, секунда, персик, сирень.
Запомни и назови ряды слов.
Сук-сумка-несу-восемь
Сито-Сима-сын-гусь-квас
Синий-сытый-семь-лось-ось
Исправь предложения:
Сани едут на Сане. Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стену поставили к стулу. На следах остался снег. На посуду поставили стол. Бусы носят Соню.

Закончи предложение словом со звуком (
с – с’)
Соня и Сима сидели…
Слава собирал в поле…
Саню укусила…
За-зы за-зы-за
Зы-за зы-за-зы
За-зы-за-зы
Зы-за-зы-за
Зва-зво-зву-звы
Зны-зна – зны-зну
Зи-зи-зи зи-зя-зи
Зе-зе-зе зи-зю-зе
Зю-зю-зю зю-зи-зю
Зви-зве-звя зли-зле-зля
Зни-зне-зня зди-зде-здя
Зина-магазин-бузина
Газета-музей-зелень
Зеленый-озяб-звякать
Морозить-зимняя-бензин
Изюм-зелень-магазин
Возьми, Кузьма, друзья,
Звякать, здесь, злить, резьба
Составь предложения по опорным словам.
Захар, зонт, забыть.
Звонок, звенеть, звонко.
У, Лизы, заболеть, глаза.
У, Зоя, заболеть, зубы.
Дети, поливать, незабудки, на, газон.
Ответь:
У кого зонт, у кого розы?
Что сделала Зоя?

Прочитай:
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера-зеркала
Из зеленого стекла.
Соловей сидит….
Столяр смастерил…
Соня пригласила Симу….
Вся семья собирается….
Прочитай:
Сима, Леся, Вася и Люся играли в игру «Гуси и серые волки». Леся и Вася были гуси. Сима и Люся – волки. Сима и Люся ловили Лесю и Васю.
Отгадай.
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает.
Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине огонь.
Выучи наизусть.
Карусели, карусели!
Зайцы сели, лисы сели.
Завертелись, засвистели.
Карусели, карусели!
Лоси, волки, сойки сели.
Слышно всем за сто земель.
Вот веселье-карусель!
Звук Ж Звук Ш
Жа-жа-жа ажа-ажа
Жо-жо-жо ажо-ажо
Жу-жу-жу ажу-ажу
Жи-жи-жи ажи-ажт
Же-же-же аже-аже
Жва-жво-жву-жвы-жве
Жла-жло-жлу-жлы-жле
Жа-жи-жа-жи

Хожу, вожу, жук, жир, ужи,
Женя, уже, хуже, ниже, туже
Жаба, кожа, межа, вожжи,
Лужа, жакет, жара, жало.

Объясни:
Жакет – это….
Межа – это….
Жара – это….
Абажур – это…
Выучи наизусть.
Оса жужжала,
Обнажала жало.
А встретила шмеля –
И хвост поджала. (С.Смирнов)

Шу-шу-шу ша-ша-ша
Шо-шо-шо ше-ше-ше
Ши-ши-ши
Ша-шу-ша шо-ша-шу
Шу-ша-шу ша-шу-шо
Аш-аш-аш иш-иш-иш
Иш-аш-уш-ош-аш-уш-ош
Шка-шкы-шко шко-шкы-шка
Наш, ваш, пашня, душ, уж, дужка,
Ложка, обложка, дорожка, тищь, шкаф, шкала, Тишка, крышка.
Маша нашла большую — — ш — -.
Маша и Миша повесили — — — — ш — — .
Миша надел ш — — — — , ш — — — ,ш — — — — .
Объясни.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеб ешь, а правду режь.
Пляшет крошка, а всего одна ножка. (?)
Составь предложения.
Маша, подушка, вышивать.
Шумно, Миша, шалить. Мышата, шуршат, шесть. Миша, махать, дедушка.
Выучи наизусть.
Мышки и пышки
На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки.
Если б не было здесь мышки,
Были б целы эти пышки.
(Ю. Щербаков).
Составь пары:

Звуки СЗ
Са-за за-са аса-аза
Со-зо зо-со асо-азо
Су-зу зу-су асу-азу
Сы-зы зы-сы асы-азы
Звуки Ж-Ш Звуки С-Ш
Ша-жа-ша шо-жо-шо
Шу-жу-шу ши-жи-ши
Ше-ше-же же-же-ше
шарь-жарь Луша-лужа шила-жила
Жить-шить жаль-шаль крушить- кружить

Са-ша аса-аша
Со-шо асо-ашо
Се-ше асе-аше
Су-шу асу-ашу
Са-ша-са ша-са-ша
Су-шу-су су-шу-су
Ша-ша-са са-са-ша
Шу-шу-су су-су-шу
Произнеси звуки по условным значкам.
Звуки З-Ж Звуки Ч — Ш
За-жа жа-за ажа-аза
Зо-жо жо-зо ажо-азо
Зу-жу жу-зу ажу-азу
Зи-жи жизи ажи-ази
За-жа-за зо-жо-зо
Зу-жу зу зи-жи-зи
Жа-за-жа жа-жа-за
Жо-зо-жо жу-зу-зу
Зоя, Жора, зубы, жуки, жилы,
Закат, жарить, живот, забор,
Живой, жаба, зонт, желудь
Вазы. Ножи, лыжи, возы, розы,
Ужи, лежи, лижи, ваза, лужа
Ч-ш-ч-ш-ч-ш-ч-ш-ч
Ча-ша ша-ча ач-аш аш-ач
Чо-шо шо-чо оч-ош ош-оч
Чу-шу шу-чу уч-уш уш-уч
Чи-ши ши-чи ич-иш иш-ич
Ча-ша-ча шо-чо-шо
Ша-ча-ча чо-шо-чо
Шу-чу-чу-шу
Крыша, круча, Даша. Дача, кошка,
Кочка, ночка, мошка, туча, туша.
Чулок, шапка, чайник, шуба, шина,
Чайка, почта, крошка, калач, силач,
Камыш, галоши, мяч, мышь, плач.
Дополни словосочетания:
Гречневая … Ночной ….
Сочная …. Крошечный …
Пшеничная … Керамический ….
Печеночный … Сливочный …
Возле каждого окошка
Есть горячая гармошка.
Всех сумеет, словно печь,
От морозов уберечь.
Звуки Ц — Ч Звук Щ
Ца-ча ча-ца ча-ца-ча-ца
Цо-чо чо-цо чо-цо-чо-цо
Цу-цу чу-цу чу-цу-чу-цу
Чач чоч цац-цоц чуц-цуч
Чайник, царапина, цапля, чайка,
Улица, туча, кольцо, лицо, плечо,
Крючок, яйцо, цыпленок, царапина.
Учительница, царевич, волчица, частица, цепочка, цветочки,
Ученица, лечебница, падчерица.
Читать, царапать, чертить, часто, горчица, мастерица, черный, матрац,
Разноцветный, мочалка, почтальон
Составь предложения.
Птицы, кормит, птенчики, дети.
Поливать, огурцы, и, чеснок.
Цветы, в, цвели, саду.
Закончи предложение:
Светлячок – это ….
Ячмень – это ….
Почки – это ….
Ситец – это …
Туча летает по небу, словно …
Солнце летом, точно ….
Одуванчики зацвели, как …
Прочитай:
Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Ща-ща-ща ща-ща-що
Ще-ще-ще що-що-ща
Щу-щу-щу ща-ща-щу
Щи-щи-ши щу-щу-ща
Щавель, пища, лещи, тащи, ищу,
Защита, общий, плещут, блещут,
Щука, щетки, клещи, овощи, хрящи,
Хищники, на ощупь, помощник,
Прощение, трещина, читающий.
Ответь.
Что надевают во время дождя?
Как называется детеныш собаки?
Чем чистят обувь?
(щетка, плащ, клещи, щенок)
Найди ошибку.
Два щенка щека к щеке
Чистят щетку в уголке.
Отгадай:
Глазищи, усищи,
Хвостище, когтищи,
А моется всех чище.
Выучи.
Плавниками трепеща,
И зубаста, и тоща,
Пищи все себе ища,
Ходит щука вкруг леща.
(А.Горький)
Звуки Ч — Щ
Ча-ща ща-ча ач-ащ ащ-ач
Чу-щу щу-чу уч-ущ ущ-уч
Чи-щи щи-чи ич-ищ ищ-ич
Ча-ща-ча чу-щу-щу
Ач-ащ-ач рщ-оч-ощ
Пищать – печать угощать — укачать
Гуща – куча трещать – встречать
Освещать – отсвечивать
Кричу – пищу – угощу
Ящик – спичка – роща
Молчу – тащу – встречу
Пища – свеча – овощи
Почтовый ящик, сочный овощ.
Копченый лещ, молочная пища,
Птичий щебет, черный плащ.
Часы чинит … Стекла вставляет ….
Вещи носит …. Ножи точит ….
Ботинки чистит ….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *