Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе Зимушка-зима

  • Сищук Мария Ивановна, воспитатель

Программное содержание:

  • Уточнить и расширить знания детей о времени
    года зима. Закрепить представления о зиме,
    признаки зимы, народные приметы.
  • Закрепить знания о предложении, умение делить
    слова на слоги. Дифференцирование звука «с»,
    определять наличие звука «с» в словах.
  • Обогащать и активизировать словарь, развивать
    зрительное внимание и восприятие. Упражнять в
    подборе глаголов, имен прилагательных,
    существительных, в умении громко и четко
    произносить слова.
  • Учить детей отражать впечатления, полученные
    при наблюдении зимней природы, основываясь на
    содержание знакомых произведений и репродукции
    картин. Продолжаем учить детей составлять
    рассказ по картине, по схеме, из личного опыта.
  • Воспитывать любовь к родной природе, бережное
    отношение к ней.

Предварительная работа: наблюдения на
прогулке за явлениями в природе, рассматривание
картин, иллюстраций о зиме, чтение худ.
литературы.

Материал: снежинки, вырезанные из
бумаги, картина «В зимнем парке», схема по
картине «В зимнем парке», мяч.

Литература:

  1. О.С. Ушакова «Занятие по развитию речи в старшей
    группе детского сада».
  2. Программа «Детство» В.И. Логинова
  3. С. Шанина «Пальчиковые упражнения для развития
    речи и мышления ребенка».

Ход деятельности

Дети входят в группу. На ковре лежат снежинки.

Воспитатель: Ребята, что это такое?

— А чтобы это значило, снежинки к нам в группу
залетели?

Ответы детей.

Воспитатель: Снежинки прилетели узнать, что вы
знаете о зиме.

Сегодняшнее занятие я хочу начать со
стихотворения:

На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит на снежинках
Опустилась к нам зима.

— О каком времени года говорится в
стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот сейчас мы побеседуем с вами о
зиме, как о прекрасном времени года.

— Но вначале поиграем с язычком. Послушайте
скороговорку:

«Заморозила зима и заборы, и дома».

Скажите с начало тихо — громко, медленно —
быстро.

— Ребята, когда вы шли в детский сад, вы видели
изменения в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: Да ребята, пришла зима и окутала
деревья пушистым инеем. Они стоят, как будто
выточены из чистейшего хрусталя. Зима — красивое
время года.

— А вы любите зиму? В чём красота зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно ребята погода зимой
морозная, снежная, вьюжная, холодная. Что можно
сказать о снеге, какой он?

Ответы детей.

Воспитатель: Как называются 1,2,3 месяцы зимы?

Ответы детей.

В народе говорят «декабрь год кончает зиму
начинает.»

— А вы какие приметы зимы можете вспомнить?

Ответы детей.

1.»Галки вьются в воздухе — к снегопаду»

2.«Если январь холодный — июль будет жаркий и
сухой»

3.«У февраля 2 друга — метель да вьюга»

4.«Если в декабре большой иней, много снега,
это к урожаю»

5.«Февраль зиму выдувает, а март ломает»

— Ребята, как вы думаете, кто больше всех рад
зиме?

— Какие зимние забавы вы знаете?

— На чём дольше любят кататься дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько слогов в слове сани,
снеговик, снег?

Ответы детей.

На какой звук начинаются эти слова?

Придумайте предложения с этими словами.

Ответы детей.

— А сейчас повторите чистоговорку так, чтобы
слышать звук «с».

ес-ес-ес- сыпет, сыпет снег с небес
ес-ес-ес- спит под снегом зимний лес.

Воспитатель: Да ребята зиму любят все — поэты и
художники. Поэты в своих стихах описывают
красоту зимы. Давайте вспомним некоторые из них и
расскажем.

Дети по очереди рассказывают стихотворения.

  • «Зима» (И.Суриков)
  • «Первый снег» (Е.Прутнева)

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:

Есть один такой цветок
Не вплетём его в венок
Дунем на него слегка
Был цветок и нет цветка!
Ответы детей. (снежинка!)

Молодцы ребята, очень много знаете о зиме, и
теперь немножко встанем и отдохнём.

Физкультминутка: » Мы во двор гулять
ходили».

Мы во двор гулять ходили,
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили,
А потом с горы скатились,
А потом в снегу валялись.
Все домой в снегу пришли.
Съели суп и спать легли.

Движения выполняются по тексту.

Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим, как
художники отразили в своих картинах это чудесное
время года.

Рассматривание картины «В зимнем парке».

— Какое время года изображено на картине?

— Деревья какие? Что ещё есть на картине?

— Что делают дети? Как они одеты? Почему?

— Как вы думаете, детям нравится в зимнем парке,
а какое настроение было у художника ,когда он
рисовал эту картину.

Ответы детей.

— А сейчас придумайте свой рассказ о зиме по
картине.

Рассказы 2-3 детей.

— А кто ещё хочет рассказ из своего личного
опыта, как он гуляет в зимнем парке?

Рассказы детей.

— А сейчас попробуйте рассказать рассказ по
схеме.

Воспитатель выставляет схему.

Рассказ по схеме. (1 ребёнок)

Игра «Один — много».

сосулька, снежок, льдинка, снежинка, снеговик,
сугроб, мороз, метель.

Вы помните ребята, что за чудеса произошли у нас
в группе?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята среди этих снежинок была
одна волшебная, в которой есть весточка, снежинка
приглашает вас на новогодний праздник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *