Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

  • Резцова Марина Михайловна, учитель-логопед

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В последние годы отмечается увеличение числа
детей с нарушениями речи и, соответственно,
возникает необходимость поиска наиболее
эффективного пути обучения данной категории
детей. Известно, что использование в
коррекционной работе разнообразных
нетрадиционных методов и приемов предотвращает
утомление детей, поддерживает у детей с
различной речевой патологией познавательную
активность, повышает эффективность
логопедической работы в целом. Внедрение
компьютерных технологий сегодня является новой
ступенью в образовательном процессе. Логопеды не
только не остались в стороне, но и активно
включились в процесс широкого использования ИКТ
в своей практике.

У детей, имеющих нарушения речи различного
уровня, выявляется недостаточное понимание и
различение грамматических форм; затруднения, а
иногда и невозможность связно, последовательно,
логично передать содержание текста;
недостаточность объема словаря; вербальные
замены; при осложненном варианте общего
недоразвития речи имеют место определенные
сложности при автоматизации поставленных
звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных
занятиях (по формированию
лексико-грамматических категорий, по развитию
связной речи, формированию звукопроизношения)
использую компьютерные презентации.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

  • Развитие связной речи — пересказ (составление)
    текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  • Обучение грамоте — формирование навыков
    фонематического анализа.
  • Формирование зрительно-пространственных
    отношений.
  • Работа над звукопроизношением —
    артикуляционная гимнастика, автоматизация
    звуков, дифференциация звуков и букв.
  • Формирование лексико-грамматических категорий
    — словообразование, словоизменение.
  • Коррекционно-оздоровительное направление —
    игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Для реализации коррекционных задач, а самое
главное, для повышения мотивации детей к
занятиям, использую обучающие ситуации,
создаваемые с помощью интерактивной доски,
которые дают возможность проводить
самокоррекцию и индивидуальную работу ученика в
сообществе с другими детьми на индивидуальных и
подгрупповых занятиях.

Занятия с использованием компьютера провожу
фрагментарно, при этом считаю обязательным
соблюдение следующих условий для сбережения
здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера;
  • работа с компьютером на одном занятии в течение
    короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в
    неделю (индивидуально, в зависимости от возраста
    ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы
    необходимо периодически переводить взгляд
    ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько
    секунд.
  • включение в занятия учителя-логопеда игр,
    направленных на профилактику нарушений зрения и
    отработку зрительно-пространственных отношений.

Для формирования мотивации к речевой
деятельности считаю эффективным использование
метода наглядного моделирования. Применение
пространственных моделей (схем) в обучении детей
младшего школьного возраста учит ребенка
анализировать отображенную в модели
действительность, выделять в ней главное и
второстепенное, рассуждать, делать выводы.
Поэтому на занятиях по формированию
лексико-грамматических категорий использую
модели звукового и слогового состава слова,
словесного состава предложения. Подобные схемы и
модели помогают приучить детей к наблюдениям за
языком, повышают интерес к звуковой стороне речи,
слову, его смысловому значению, что создает
предпосылки для формирования фонематического
восприятия. Модели артикуляции отражают
положение органов артикуляционного аппарата в
момент произнесения звука и соответствуют его
характеристике, т.е. исполняют роль зрительных
опор, что, безусловно, способствует активному
развитию у детей собственных произносительных
навыков, развивает внимание, память. При помощи
пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем
правильное выполнение артикуляционных
упражнений. Создаваемые мною компьютерные
презентации помогают детям усвоить, осмыслить
такие понятия, как «звук», «слово», «слог»,
часть и целое, способствуют формированию навыка
овладения чтением.

При работе с интерактивной доской у учащихся
задействованы различные виды памяти: слуховая,
зрительная, ассоциативная, активизируются
процессы внимания: концентрация, распределение,
переключение, совершенствуются графомоторные,
навыки, зрительно-пространственные отношения.
Практическая значимость использования
интерактивной доски состоит в том, что учитель и
ученики расширяют границы привычного, поднимая
процесс обучения и преподавания на качественно
новый уровень. С помощью компьютерных технологий
можно существенно повысить мотивацию ребенка с
особенностями в развитии к трудной для него
работе, научить и приучить его самого оценивать
свои достижения, осознанно ставить перед собой
новые задачи. Развитие умения строить
самостоятельный диалог с компьютерной
программой позволит создать у детей с особыми
образовательными потребностями первоначальную
модель взаимодействия с техникой, что необходимо
для будущей трудовой деятельности.

Благодаря информационным технологиям, в том
числе и работе с интерактивной доской, можно
обеспечить продуктивную деятельность
экспериментирования, необходимую для
формирования полноценной системы умственных
действий и понятий, обеспечить занимательную для
ребенка форму занятий, обеспечить освоение
детьми модели коммуникации, основу которой
составляют явления жизни человека.

В качестве примера, прилагаю конспект урока с
использованием интерактивной доски и
собственной презентацией.

Цели:

  • уточнение и сравнение артикуляции звуков
    «ш-ж»,
  • закрепление правильного произношения их в речи,
  • совершенствование навыков дифференциации букв
    на письме,
  • развитие сложных форм фонематического анализа
    на материале слов со звуками «ш-ж»,
  • развитие мелкой моторики, фонематического
    слуха, развитие памяти,
  • способствовать развитию познавательных
    процессов,
  • расширению словарного запаса,
  • формировать навыки совместной деятельности.

Оборудование: мультимедийная
установка, интерактивная доска, индивидуальные
зеркала, карточки

Ход занятия

1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята!
(звучит музыка из фильма «Через тернии к
звездам»). Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас
очень много гостей и один из них необычный — это
инопланетянин Альфоша с планеты Альфашарм,
который вот, что мне рассказал:Он был послан с
заданием обследовать соседнюю планету, но во
время полета что-то случилось с двигателем, и
корабль упал на землю.(слайд 1) На родине осталась
ждать его семья (слайд 2) А Альфоша оказался у нас.
И чтобы вернуться домой, ему нужно пройти ряд
испытаний, после чего будет починен двигатель с
его корабля, и он спокойно вернется к своей семье
(слайд 3)

2. Знакомство с темой занятия.

Первое задание он уже получил. Давайте
посмотрим, справился ли он с ним? (слайд 4)

— Нет, не справился, а почему, что Альфоша сделал
не правильно?

Давайте поможем ему пройти эти испытания, чтобы
он благополучно вернулся к себе домой, покажем
свои знания, как мы можем оценивать их, работать
друг с другом.

Исправьте ошибки, что не умеет делать Альфоша?
(различать звуки ш-ж) (слайд 5)

3. Характеристика звуков. (слайд 6)

Дайте характеристику звукам ш, ж (согласные,
парные, всегда твёрдые, шипящие).

Чем похожи эти звуки?(звучанием)

Чем отличаются? (ш — глухой, ж — звонкий).

Произнесите звуки, проверяя работу голосовых
связок тыльной стороной ладони, приложенной к
горлу.

Сравнительная характеристика букв
(слайд 7)

Звук «ж»

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук
Издаёт жужжащий звук.

Звук «ш»

Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша.
И шумит, и шелестит,
Как зелёная листва.

4. Работа над дифференциацией звуков ш и ж на
уровне слога.

а) Игра «Звуковая мозаика».(слайд 8)

Работа с перфокартами (проводится проверка и
самооценка)

б) на уровне слова игра «Определи место звука в
слове» (слайд 9, 10)

5. Гимнастика для глаз (слайд 11) Подготовка к
письменной работе.

6. Игра «Собери словечко» Работа с
интерактивной доской.
Соедините части слов
разными линиями. Как одним общим словом мы можем
назвать эти предметы?(одежда)

Джин ба
Пид ты
Шу ка
Шап сы
Жа жак
Шор кет

7. Работа со словами-паронимами (слова,
которые имеют сходства в произношении) (слайд 12)

— Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы должны
запомнить слова со звуками ш и ж.

На десятом этаже
Жили буквы «ша» и «же».
То грустили, то смеялись,
То квартирами менялись.
Каждый час,
И вот что, кстати,
Получилось в результате.

Две вороны ворожили, А журавль рыбу жарил.
Десять сено ворошили. Шмель в кустах душистых шарил.
И сороки не тужили, И беседовал с ужами
У реки пожар тушили. Заяц, хлопая ушами.

— Какие слова со звуками [ш] и [ж] вы услышали,
запомнили? (слайд 13)

— Посмотрите на первую картинку и вспомните, что
говорилось о воронах?

— Что обозначает слово «ворожили»? (Гадали,
колдовали).

— А что обозначает слово «ворошили»?
(Переворачивали, разбрасывали).

— Как вы понимаете слова «не тужили»? (Не
скучали).

— Какое другое слово, похожее вы услышали? (Мы
услышали слово тушили).

— Чем отличаются слова «тужили — тушили»?
(Звуками ш-ж, значением слов).

— Что обозначает слово «тушили»? (Заливали
огонь водой).

— Что нарисовано на этой картинке?

— Вам понятно слово «жарил»?

— А что обозначает слово «шарил»? (Искал.
Шмель иска себе душистый цветок).

Какими звуками отличаются эти слова? (Звуками [ш-ж]).

— Прослушайте последние две строчки и назовите
слова, которые отличаются одним звуком?

  • Кто такие ужи? (Змеи).
  • Чем хлопал заяц? (Ушами).
  • Что такое уши? (Часть тела).

Составьте два предложения с любой из этих пар,
запишите в тетрадь (запись на интерактивной
доске)

8. Работа над предложениями (слайд 14, 15)

Прослушайте предложения. Выберите из данных
картинок одну, подходящую по смыслу. Запишите
предложения в тетрадь.


Машина бабушка жарит вкусные… .
На лужайке шалил непослушный … .
На дорожке, у окошка квакала … .
Весь день лил проливной … .

По ходу работы обратить внимание детей на
правописание жи-ши и проверку оглушённого
звука [ж] в словах дорожка, дождь, пирожки.

9. Итог занятия. (слайды 16, 17)

Скажите, как вы считаете, мы справились со своей
задачей, помогли Альфоше различать «ж» и «ш»?
Да.

Показали, как мы можем оценивать себя и
работать друг с другом. Пожелаем ему счастливого
пути и до новых встреч.

Приложение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *