Интегрированный урок окружающего мира с ИКТ. 4-й класс

  • Буллер Алевтина Владимировна, учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир, ДПИ

Тип урока: интегрированный

Цель урока: расширить представления
учащихся о природной зоне – тундре и легендах
коренного народа.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся о географическом
    положении этой природной зоны, о климатических
    условиях, растительном и животном мире.
  • познакомить с легендой возникновения плато
    Путорана и озера Хантайского.
  • воспитывать бережное отношение к природе
    вообще и к водоемам в частности.

Оборудование: мультимедийный учебник
«Уроки Кирилла и Мефодия» Окружающий мир 4 класс,
мультфильм «Норильск», презентация «Плато», фото
эвенка, буквы ЭВЕНК, гербарий, таблицы с текстами,
парты расставлены на 5 групп

План урока.

  • Мотивация к учебной деятельности.
  • Актуализация знаний и фиксация затруднений.
  • Постановка проблемы.
  • Построение проекта выхода из затруднения.
  • Физминутка
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по
    эталону
  • Включение в систему ценностей
  • Рефлексия деятельности

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

– Мои юные исследователи! Я приглашаю вас
продолжить путешествие по нашей Родине. Сегодня
с нами представители Организации Объединённых
наций и международной экологической организации
Гринпис – учителя нашей гимназии.
Поприветствуем их (кивнули).

– Итак, наша научная экспедиция отправляется.
Будьте внимательны и запоминайте всё, что
увидите. Пристегнулись (сложили руки)

МУЛЬТФИЛЬМ

2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений

Вопросы после просмотра:

– Над чем пролетал медведь?
– В какой природной зоне России мы оказались?
– Угадайте название коренного народа тундры.
Узнавать будете так: познакомьтесь с вопросами,
выберите один. (Завожу таймер на 1 мин.)
Ответив правильно на него с помощью учебника (с.
87-95), вы имеете право открыть 1 букву.


Э

В

Е

Н

К

1) Найдите на карте природных зон Тундру. Что вы
можете о ней сказать, глядя на карту?

Ответ: Тундра протянулась с запада на
восток почти по всему побережью северных морей.
Эта зона находится южнее зоны арктических
пустынь. Расположена на материке Евразия, за
линией северного полярного круга, в холодном
поясе. Часть зоны расположена на
Восточно-Европейской равнине, а часть – на
Западно-Сибирской. Многолетняя мерзлота не
пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с
поверхности почвы вода испаряется медленно из-за
низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре
очень много болот и озёр, а почва влажная. Для
всего живого условия в тундре очень суровые.

2) Какие растения произрастают здесь? Как они
приспособились к жизни в тундре?

Ответ: Растения тундры низкорослые, многие
из них стелются по земле, почти у всех небольшие
корни и маленькие листья. Ведь у поверхности
земли теплее, ветер слабее. А зимой снег
полностью укрывает и защищает их от морозов и
ветров. В тундре растут: мох ягель, морошка,
голубика, брусника, карликовая берёза и др.

3) Какие животные и птицы обитают? Как они
приспособились к жизни в тундре?

Ответ: У зверей – густой мех, у птиц
густое оперение и защитная белая окраска.
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая
сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный
олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси,
лебеди, кулики. Летом в тундре много комаров,
мошек

4) Чем в основном занимается население тундры?

Ответ: Из-за суровых природных условий
население тундры немногочисленное. Основное
занятие северных народов – оленеводство.
Оленеводы разводят домашних северных оленей.
Бригады оленеводов со стадами всё время
перемещаются по тундре – кочуют.

5) Как образовалось плато Путорана и озеро
Хантайское?

Любовь не победить. Эвенкийская
легенда

В давние времена жила в наших местах в стойбище
девушка – красавица, мастерица. И стар и млад
любили её за весёлый нрав и доброту. Полюбила она
молодого удалого охотника. Мог он на лету стрелой
попасть в летящую птицу, бегущего зверя. Стали
они встречаться. Узнал об этом злой старый шаман,
который задумал жениться на этой девушке. Решил
погубить он юношу. Три дня и три ночи бил в
бубен шаман. Превратил юношу в камень. Девушка
горько плакала, и там, где накапали её слёзы,
образовалось огромное чистое озеро. Ещё пуще
рассердился шаман и тогда он не оставил их в
покое. Превратился он в горы, которые окружили
это озеро. Так образовались Хантайское озеро и
горы Путорана. Думал шаман: разлучил их. Но
весной, когда озеро разливается, обнимает оно
камень. Приходят юноши и девушки к этому камню и
отдают дань уважения этой огромной любви.

Путорана – с эвенкийского «горы без вершин»

3. Постановка проблемы

– Давайте разберёмся. Какое задание вы
выполняли?
– Каким способом?
– Где возникло затруднение?
– Почему возникло затруднение?

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Какую цель поставим?
– Что сделаем сначала?
– Что потом?

– Устали, мои юные исследователи? Пора
отдохнуть.

5. Физминутка

6. Реализация построенного проекта

Знакомство с легендой. Работают все группы
одновременно, читают вполголоса, с карандашом.

7. Первичное закрепление во внешней речи

– Теперь вы можете ответить на 5 вопрос? (Открываем
последнюю букву).

– Прочитайте название коренного народа тундры.
Что вы знаете об эвенках? Как они хранили и
передавали информацию?
– Эвенки – дети Матери-природы. Они жили и живут
в согласии с ней, не причиняя ей вреда. И хотя
из-за суровых природных условий население
немногочисленно, у них есть и своя культура, и
традиции, и обычаи.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Дети изготавливают модель озера и украшают его
орнаментами.

9. Включение в систему ценностей

10. Рефлексия деятельности

– Что изобразили?
– Где оно находится?
– В какой природной зоне России? С легендой
какого народа познакомились? Откуда эвенки берут
узоры для украшения?
– Пригодится ли в дальнейшем это знание? Где
можно его использовать?

– Всем спасибо за урок.

Приложение 1

Приложение 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *