Интегрированный урок химии и основ православной культуры Соли угольной кислоты, использование известняка в зодчестве Руси XII–XIII веков

  • Некрылова Татьяна Николаевна, учитель химии

Цель урока: закрепить знания об угольной кислоте и ее солях. Показать
единство науки и техники, возможности применения конкретных знаний в жизни.
Приобщать учащихся к мировому культурному наследию, познакомить с историей
шедевров русского зодчества.

Опережающее домашнее задание. Класс делится на группы.

Задания:

  • Геологам рассказать об основных горных породах карбонатного
    происхождения, их образовании и использовании.
  • Историкам собрать информацию о строительстве белокаменных храмов во
    Владимиро-Суздальской Руси в XII–XIII веках и о белокаменном строительстве в
    Москве.
  • Искусствоведам найти информацию о белокаменных храмах – храме Покрова на
    Нерли, Успенском соборе во Владимире, Успенском соборе Московского Кремля и
    др.

Материальная база: мультимедийный проектор, экран, образцы извести
мрамора из коллекции “Минералы и горные породы”; на столах учащихся находятся
карбонат кальция, соляная кислота, известковая вода газоотводная трубка,
пробирки.

1. Вступительное слово учителя. Актуализация ранее полученных знаний.

Учитель приветствует учеников, озвучивает цели и задачи урока.
Затем учащиеся выполняют на отдельных листках задания теста (вопросы теста.
Приложение,
слайд 3
).

После этого учащиеся обмениваются листочками и осуществляют взаимопроверку
(Слайд 4) .

2. Отчет группы геологов о выполнении творческих заданий.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомимся с солями угольной кислоты –
карбонатами. Они широко распространены в природе. Доказать это предстоит
геологам.

Сообщение учащегося: Карбонатные породы – самые распространенные на земле
осадочные образования. Они составляют более 15% объема земной коры. Особая роль
в развитии цивилизации принадлежит известнякам. Наиболее распространенные
состоят из слипшихся раковин. Раковины могут быть очень мелкими, и из них
образуется плотная однородная горная порода, но могут быть и крупными,

каждая длиной несколько сантиметров. В этом случае образуется легкий
пористый известняк. [3]. (Иллюстрацш: известняк и мрамор из коллекции “Горные
породы и минералы.)

Известняки иногда погружались в глубины Земли, где высокие температуры и
давления уплотняли и перекристаллизовывали их, создавая новую горную породу –
мрамор. (Слайд 5) Белгородская область очень богата известняком. Недаром
главный город нашей области – “Белый город” – Белгород.

3. Исследовательская работа.

Учитель: Давайте докажем, что минералы, составляющие горные породы
нашей местности имеют карбонатное происхождение.

Учащиеся выполняют лабораторный опыт по инструкции [1]. (Слайд 6).
Предварительно с ними проводится беседа по технике безопасности. Уравнения,
описывающие происходящие процессы, записываются на доске и в тетрадях. По
окончании практической части работы ученики делают вывод о наличии карбонатов в
образце местных горных пород. Их выводы проецируются на экран (Слайд 7).

4. Отчет групп историков и искусствоведов о выполнении творческого задания.

Учитель: Ни один материал не связан столь же тесно с культурой, бытом и
самой историей России, как известняк. Широко известны и всем понятны выражения
“белокаменная Москва”, “белокаменная архитектура”, “белокаменная летопись”.
Время подтвердило выбор древнерусских строителей. Построенные ими белокаменные
церкви и дворцы явились красноречивыми свидетелями русского каменного дела.

Сообщение учащегося: Расцвет зодчества – это храмы Владимиро-Суздальской
Руси времен князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. До
сегодняшнего дня сохранились памятники XII века – церковь Бориса и Глеба в
Кидекше (под Суздалем), Спасский собор в Переславле-Залесском, величественные
соборы Владимира на Клязьме, церковь Покрова на Нерли. (Слайды 8–10)

Один из шедевров с мировой известностью, ставший символом древнерусской
архитектуры, – церковь Покрова на Нерли. Зодчие воздвигли его так, чтобы
князь Андрей мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове. Храм изящен и
гармоничен. Белоснежный и легкий, он напоминает девушку-невесту,
заглядевшуюся в прозрачные тихие воды реки. У храма всего один купол – в
честь Единого Бога, имеющий луковичную форму. Он похож на пламя свечи и
напоминает, что человек должен гореть Богу – “Вы – свет миру”. (Слайды 11–13).
[2].

Сообщение учащегося: Успенский собор в Кремле строился и перестраивался
несколько раз: деревянная церковь при Данииле Московском, небольшой каменный
храм при Иване Калите по подобию Георгиевского собора в Юрьеве-Польском; наконец
при Иоанне III храм приобрел современный вид. Строил его талантливейший
итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Со стороны южного входа храм
смотрелся как огромной монолит. По канонам того времени он был пятиглавым, с
золотыми куполами. Успенский собор стал главным храмом государства. Сюда из
Владимира была перенесена Владимирская икона Божией Матери.

Расписывал собор крупнейший живописец того времени Дионисий со своими
помощниками. Живопись его необычайно изысканна и, несмотря на свойственный ей
лиризм, торжественна. Мягкие и нежные тона – сиренево-розовый, голубой,
желтоватый, с легко наложенными светлыми бликами – придают ей поэтичность. К
сожалению, из росписи Дионисия сохранилось только несколько композиций: в XVII
веке храм был расписан заново. После революции он был музеем. [2]
(Слайды 14–16)

Учитель: Известняк, таким образом, сыграл важную роль в формировании
архитектурного облика городов Северо-Восточной Руси. Наши предки выбрали для
сооружения храмов самый красивый, самый возвышенный белый камень, позволявший
создавать настоящие шедевры, украшенные белокаменной резьбой.

5. Подведение итогов, рефлексия.

Учащиеся в беседе подводят итог урока. (Слайды 17–18) Учитель с
помощью наводящих вопросов должен подвести их к следующим выводам:

  • Известняк – один из ценнейших строительных материалов;
  • Строения из известняка могут повреждаться в результате неблагоприятного
    воздействия окружающей среды (кислотных дождей);
  • Необходимо принимать меры по сохранению нашего культурного наследия.

Когда учащиеся подойдут к последнему пункту вывода, задается домашнее
задание: предложить способы защиты памятников архитектуры от разрушительного
воздействия окружающей среды.

Литература:

  1. Габриелян, О. С. Химия – 9: учебник для общеобразовательного
    учреждения [Текст] / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2007–2008.
  2. Духовно – нравственная культура в школе: УМП Сборник 2.– Сергиев Посад.:
    Патриарший издательско-полиграфический центр, 2008.
  3. Материалы Интернет. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *