Игры для формирования произносительных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня вторая часть

  • Архангельская Инна Валерьевна, учитель-логопед
  • Брунова Ольга Григорьевна, учитель-логопед
  • Качан Елена Александровна, учитель-логопед
  • Крицкая Эльвиира Сергеевна, учитель-логопед
  • Смоленчук Елена Семёновна, учитель-логопед
  • Шкирко Марина Викторовна, учитель-логопед

Мы представляем вашему вниманию небольшую
часть работы логопедов округа “Центральный –
Зеленая Роща” Советского района города
Красноярска.

В округе с логопедическими группами 6 детских
садов, в них работают 12 логопедов. В этой статье
представлены игры, составленные Шкирко Мариной
Викторовной, Бруновой Ольгой Григорьевной,
Архангельской Инной Валерьевной, Крицкой
Эльвирой Сергеевной, Качан Еленой
Александровной, Смоленчук Еленой Семёновной.

Последние 4 года мы работаем над проблемой
формирования речи у неговорящих детей.

Актуальность этой проблемы вызвана тем, что
таких детей в наших группах становиться больше, а
системного дидактического материала, особенно
на тот период, практически не было. Поэтому,
опираясь на работы Кузьминой, Рождественской,
Мастюковой, Жуковой, Филичевой мы попытались
выстроить определенную систему и создать
дидактический материал.

Вышеназванные авторы предлагают проводить
работу по формированию устной речи при ее
недоразвитии поэтапно и выделяют следующие
этапы:

I этап – однословное предложение. Предложения
из аморфных слов – корней.

Основная задача логопедического воздействия:
вызвать подражательную речевую деятельность
детей в форме любых звуковых проявлений,
расширять объем понимания речи.

II этап – первые формы слов. Основная задача
логопедического воздействия: формирование
первых форм слов.

Составлением дидактического материала для
этих 2-х этапов мы занимались первые 2 года. Тема
нашего округа звучала так: “Формирование
произносительных и речевых навыков у детей с ОНР
I уровня”.

Нами были составлены конспекты занятий по
вызыванию звуков и звукокомплексов у
неговорящих детей, где мы опирались на
последовательность звуков в соответствии с
онтогенезом. Для этих же целей было подготовлено
музыкальное приложение “Логопедические
распевки”. А также в продолжение работы –
дидактический материал в 2-х альбомах. Хочется
особо подчеркнуть, что при составлении этого
дидактического материала мы подбирали слова так,
чтобы одновременно отработать и правильную
слоговую структуру слов в соответствии с
классификацией работы над слоговой структурой.
Также, учитывая трудности формирования
самостоятельной речи у неговорящих детей, для
вызывания интереса у детей, эмоциональной
заинтересованности, в конспекты занятий были
включены речедвигательные и
звукоподражательные упражнения – несколько
вариантов (так называемая “Фонетическая
ритмика”).

Такова была наша работа над I и II этапом. И
логическим продолжением явилось выход на III и IV
этапы формирования устной речи. Это работа над
структурой простого предложения, также с
одновременным продолжением отработки слоговой
структуры слов.

Дидактический материал мы стали составлять от
простого двусоставного предложения (Мама идет). И
далее работали в таком порядке:

  1. Сущ. (И.п.) + гл.
  2. Далее идет возвратная форма, мы ее не взяли, т.к.
    Жукова дает эту форму для развития импрессивной
    речи, т.е. для различия и понимания.
  3. Затем идет знакомство с Винительной формой
    падежа, т.к. она близка к форме И.П. и является
    наиболее легкой по сравнению с другими – (с
    прямым дополнением)
  4. Предложение: существительное + глагол +прямое
    дополнение в В.п. с окончанием “у”
  5. Далее переходим к 4-х словным предложениям и
    формам Дат. и Пр. п., как наиболее доступным и
    корректным.
  6. И затем мы знакомим с формами падежей с
    предлогами. Начинаем с Р.П. с предлогом “у”

Нужно сказать, то мы представили
существительные в ед.числе. На этом же материале
мы отрабатывали мн.число (Мальчики идут),
сопоставляем ед.и мн.число и вводим временные
понятия: настоящее и прошедшее время (т.е. уже с
первых шагов формирования фразы мы обращаем
внимание на фонему как на смыслоразличительную
единицу).

В нашей статье представлены игры для
формирования устной речи на III и IV этапах.


Дидактическая игра “В гостях у
гнома”.

Задачи: упражнять в составлении предложений,
включающих в себя существительное в
именительном падеже + согласованный глагол +
прямое дополнение (существительное в
винительном падеже с окончанием – У).

Оборудование: домик (плоскостной или
объёмный), гномик, круг с липучками, изображения
животных: медведь, корова, кошка, белка, собака,
коза, заяц, лиса; тарелочки (цветные кружки на
липучках) с изображением малины, травы, шишки,
косточки, капусты, морковки, рыбы, мышки. (См.
Рисунок 1)


Ход игры

Логопед:

– Стоит в лесу тесовый дом,
А в нём живёт весёлый гном.
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый (Логопед с ребёнком
“выводят” гнома, рассматривают его, придумывают
ему имя)

– Скучно гному одному, он часто приглашает к
себе гостей.

Играет он с зайчишками,
И с маленькими мишками,
С кукушками – болтушками,
И с мышками – норушками.

Вот и сегодня он пригласил к себе в гости друзей
и посадил за большой стол. (Раскладывает с
ребёнком картинки вокруг круга с липучками)

Кого позвал гном? (Логопед берёт изображение
одного животного, проговаривает предложение)

– Гном позвал козу. (Ребёнок по данному образцу
формирует фразы)

– Гном позвал лису (и т.д.)

Гном поставил для всех угощение. (Рассматривают
“тарелочки” с едой) Кто поможет ему расставить
тарелочки с едой? Только нужно не ошибиться,
каждому гостю поставить его любимое блюдо. Давай
вспомним, кто что любит. Что любит лиса? Коза? …

– Лиса любит рыбу.

– Коза любит капусту. И т.д. – рассказывает про
каждого животного. И на круг прикрепляет
соответствующую тарелочку с едой напротив
картинки с животным.

В конце занятия ребёнок и логопед благодарят
гнома за игру.


Дидактическая игра “Семья”

Цель: Активировать словарь детей по теме
“Семья”, закреплять в речи использование
предложных конструкций в форме творительного
падежа; развивать логическое мышление,
зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением членов
семей, карточки с изображением различных
предметов. (См. Рисунок 2, 3, 4, 5, 6)


Ход игры

Перед игроками раскладываются карточки с
изображением членов семьи, логопед предлагает
установить родственные связи между ними, логопед
задает вопросы –
Чем папа работает?

Например: Папа пилит бревно пилой.
Папа рубит дрова топором.
Папа забивает гвозди молотком.

Ребенок подбирает подходящие предметные
картинки, ориентируясь на логику, проговаривает
предложения.

Например: Дочка рисует красками.
Мама шьет иголкой.
– Мама гладит утюгом.
– Мама чистит одежду щеткой.


Дидактическая игра “В гостях у
НАФ-НАФА”

Цель: Учить строить предложные конструкции,
используя существительные в форме творительного
падежа, активизировать словарь детей,
формировать связную речь. (См. Рисунок 7, 8)


Ход игры

Участникам предлагается игровая ситуация:
“Наф-Наф встречает гостей – разных животных”.
Участники игры объясняют, чем Наф-Наф угостит
друзей.


Дидактическая игра “Лото”

Цель: Продолжать закреплять образование форм
творительного падежа, развивать зрительное
внимание, логическое мышление. (Рисунок 9,10)


Ход игры:

Участникам предлагаются предметные картинки,
которые делятся на две группы, ребенок подбирает
недостающую смысловую пару. Например: Чем
открывают замок? Чем мальчик моет руки?


Дидактическая игра “Что кому?”

Цель: формирование фразы следующей структуры
— существительное в именительном падеже +
согласованный глагол + два зависимых от глагола
существительных (винительный падеж
единственного числа + дательный падеж
единственного числа)

Оборудование: картонная коробка с тремя
прозрачными кармашками на откидной крышке; два
набора карточек с предметными картинками (1 –
персонажи, 2 – предметы ближайшего окружения)
(Рисунок 11, 12, 13)


Ход игры

Орг. момент. – Любишь ли ты дарить подарки?
Давай поможем нашим героям выбрать подарки или
угощение для близких и друзей.

  • Кому папа купил цветы? (Папа купил цветы маме.)

Выбираем картинки (папа, цветы, мама) и
последовательно расставляем в кармашки.
Предлагаем ребенку еще раз проговорить фразу.

Далее – выбираем следующий персонаж и помогаем
ребенку выстроить фразу с помощью наводящих
вопросов.

Следующий этап — предлагаем ребенку
самостоятельно воспроизвести весь алгоритм
упражнения с персонажами по его выбору.


Дидактическая игра “Что бывает?”
(предмет и его действие)

Цель: формирование фразы следующей структуры
– существительное в именительном падеже + глагол
настоящего времени в единственном числе.

Оборудование: два картонных круга,
скреплённых между собой в центре и вращающихся
относительно друг друга в противоположном
направлении – нижний круг с предметными
картинками, расположенными по периметру; верхний
круг с вырезанным круглым окошечком и прозрачным
кармашком, расположенным справа от окошка;
коробка из двух ячеек с карточками схематичных
изображений действий, расположенными в левой
ячейке. (Рисунок 14, 15, 16, 17)


Ход игры

Игра предполагает предварительную подготовку
детей — знакомство со схематичным изображением
действий.

Орг. момент. – Предлагаем ребенку прокрутить
круг и рассмотреть в окошке все предметные
картинки. Затем выбираем из левой ячейки
карточку-действие и располагаем в кармашке на
круге. Вращая круг, выбираем в окошке тот предмет,
который может совершать этот действие.
Проговариваем фразу, например: “Девочка бежит”.

Далее предлагаем ребенку самостоятельно
вращать круг и выбрать все подходящие к этому
действию предметы, проговаривая соответствующую
фразу. Отработанную карточку-действие
располагаем в правой ячейке коробочки.

Затем предлагаем ребенку выбрать из левой
ячейки карточку-действие и продолжить весь
алгоритм игры самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *