Игра как средство интерактивного обучения

  • Чанкова Галина Ильинична, учитель начальных классов

Использование игры в рамках
учебно-воспитательного процесса – явление не
новое. В игре воссоздается предметное и
социальное содержание деятельности,
моделирование систем отношений, адекватных
условий формирования личности.

Игра не заменяет полностью традиционные формы
и методы обучения; она рационально их дополняет,
позволяя более эффективно достигать
поставленной цели и задачи конкретного занятия и
всего учебного процесса. В то же время, игра
повышает интерес обучающихся к учебным занятиям,
стимулирует рост познавательной активности, что
позволяет учащимся получать и усваивать большее
количество информации, способствует
приобретению навыков принятия решений в
разнообразных ситуациях, формирует опыт
нравственного выбора, повышает самооценку
участников игры, так как у них появляется
возможность от слов перейти к конкретному делу и
проверить свои способности. Игра изменяет
отношение ее участников к окружающей
действительности, снимает страх перед
неизвестностью, Существенно также то, что игра
является средством развития умений и навыков
коллективной мыследеятельности (умений
продуктивно сотрудничать, аргументировать и
отстаивать в дискуссии свою точку зрения,
опровергать другие и т. д.) Одновременно с этим
она способствует развитию функций
самоорганизации и самоуправления, снимает
напряженность, позволяет проверить себя в
различных ситуациях. Игры своим содержанием,
формой организации, правилам и
результативностью способствуют формированию
умений анализировать, сравнивать, сопоставлять,
выделяя характерные особенности предметов,
событий, явлений природы и др., что влияет на
развитие внимания, наблюдательности, памяти,
пространственных представлений, воображения.
Хорошо организованные игры имеют большой
воспитывающий потенциал. Они помогают
вырабатывать определенные качества личности:
усидчивость, терпение, взаимоуважение,
аккуратность, Все это вместе взятое и позволяет
активизировать мышление, формировать устойчивый
интерес к обучению.

В последние годы среди учеников появилось
много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям
физически и психологически трудно усваивать
учебные навыки и умения на протяжении всего
урока. Чем же увлечь детей, как
заинтересовать? И такой путь я нашла через
игру. Именно обучение в игре и через игру
позволило каждому ученику поверить в свои силы. А
мне дало возможность обучать всех детей на уроке,
не перегружая их, а наоборот развивая их
индивидуальные способности.

Буквально с первых дней на уроки к нам
«приходила» кукла Минутка. Она помогала
нам быстро подготовить к уроку все необходимое.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадка?

У Минутки в руках часы – циферблат. Пока
стрелка пройдет круг, дети должны проверить
состояние рабочего места и готовность к уроку.
Элемент соревнования – «Какой ряд быстрее
выполнит задание Минутки?» – активизирует детей.
Они стараются за более короткий срок
подготовиться к уроку. Кукла Минутка помогала
нам и в формировании умения ориентироваться во
времени и беречь его. Это игры типа «Что можно
сделать за одну минуту?» (Чтение текста,
решение примеров, письмо слов и т. д.)

Одна из важнейших задач – это развитие
целенаправленного внимания и тренировка памяти.
Чтобы сосредоточить внимание детей на то, что
необходимо запомнить, заготавливаем яркое,
интересное панно, выставляем его на несколько
минут: смотрим, проговариваем, закрываем глаза,
представляем себе увиденное, пишем и
проговариваем, сверяем.
Эта работа занимает 2-3
минуты, но повторяется в течение всей недели
несколько раз. Работа по тренировке памяти и
развитию внимания проводятся в системе, игровые
задания усложняются. Игра «Успей запомнить за
минуту»
. Эта игра развивает зрительную память.
На доске слова. Нужно запомнить слова,
обозначающие предметы или слова с безударной
гласной «о»и т.д.

Хорошая игра для развития речи и памяти – «Добавь
следующее»
. Ученик называет слово и передает
эстафетную палочку соседу, тот придумывает
второе слов, относящееся к этой группе предметов,
и называет уже два слова по порядку. Например:

1. Слон
2. Слон,тигр
3. Слон, тигр, лев
4. Слон, тигр, лев, медведь т. д.

Игры «Кто самый зоркий?», «Что изменилось?»
также нацеливают на тренировку внимания и
памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу
всех учащихся. Приведу примеры вариантов игры «Кто
самый зоркий?»
Дан текст. Задание – тщательно
проверить написанное и подчеркнуть все гласные
(или мягкие, твердые согласные, звонкие, глухие,
найти слово в котором звуков больше, чем букв и т.
д.) Это обычные задания по тексту, но с игровым,
несомненно, стимулирующим оттенком.

Внимание, наблюдательность, развитие речи у
детей развивает игра «Художник». Ребенок,
взявший на себя роль художника, дает устный
портрет кого-нибудь или чего-нибудь, остальные
ученики должны быстро определить о ком или о чем
идет речь. Игра «Эхо», учитель называет слова, а
дети хором повторяют их, но не полностью, а только
их конец, так, чтобы получилось слово.
Например, смех – мех, крот – рот, и т. д.
Большое значение придаю игровому использованию
пословиц, поговорок, позволяющих решать не
только учебные задачи, но и ощутить силу родного
языка. Например, если в пословицы необходимо
вставить глаголы, противоположные по смыслу:
Чем зря кричать, лучше… ( помолчать); От лени
болеют, от труда…(здоровеют)

Использую игры – шарады «Отгадай слова»:

Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба. (Завязка)

Очень нравятся детям такие задания, в которых
им надо найти в тексте слова с одинаковым
произношением, но имеющие разный смысл:

Однажды кот подкрался к попугаю,
– Сейчас тебя я, братец, попугаю!

Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка – здесь, а норки нет

Многие игры содержат материал различной
степени трудности. Это дает возможность
осуществлять индивидуальный подход, обеспечить
участие в одной и той же игре учащихся с разным
уровнем знаний и учебной подготовленности,
Например, учащимся предлагается самостоятельная
работа в форме игры « Кто первый?». Каждый ученик
получает карточку с заданием. Задача у всех одна
и та же, но хорошо подготовленным детям
предлагаем решить задачу по ее краткой записи;
слабо успевающим – закончить начатое решение
задачи. И т. п.

Дети любят уроки-путешествия, уроки-викторины,
уроки сказки, любят разгадывать кроссворды,
ребусы, решать занимательные задачи. Игровые
формы и методы активного обучения приносят
удовольствие от процесса познания, активизируют
познавательную деятельность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *