Фототерапия как психокоррекционный метод в работе школьного психолога

  • Михеева Дарья Сергеевна, психолог

В настоящее время в литературе все чаще
используется понятие “фототерапия”, а так же
разрабатываются методы, связанные с применением
фотографии в контексте арт-терапии. Фототерапия
– это психокоррекционное применение фотографии
и рисунка, направленное на развитие и
гармонизацию личности. Каким же образом школьный
психолог может применить данный
психокоррекционный метод в работе с детьми?

Для детей и подростков естественнее выражать
свои мысли и чувства не словами, а посредством
образов, так же как и рисунок, фотография
способна выступать для них важнейшим средством
общения с окружающим миром. В работе психолога в
школе фототерапия может применятся как элемент
психологического тренинга, а также можно
использовать в контексте арт-терапии. Цели
применения фототерапии: развитие памяти,
внимания, тренировка визуального и понятийного
мышления, развитие тонкой моторики,
совершенствование навыков самоконтроля и
психологических защит, раскрытие внутренних
ресурсов личности и творческого потенциала, а
также актуализация и проявление латентных
потребностей и свойств личности. Фототерапия
включает в себя те формы работы, которые можно
применить с целью решения проблем адаптации.
Работа по методу фототерапии может предполагать
использование готовых снимков из семейного
альбома, снимков детей и подростков на заданную,
актуальную тему, различные фотоколлажи и
ассамбляж. Также это могут быть снимки сделанные
психологом в течение работы с группой. Для
планирования работы в школе с детьми требующими
особого внимания по методу фототерапии
необходимо знать и учитывать функции фотографии.


Функции фотографии (по А.Копытину)

Фокусирующая функция связана со
способностью фотографии оживлять воспоминания и
приводить к повторному переживанию событий,
имевших место ранее, — как положительно, так и
отрицательно окрашенных. Данная функция связана
с проявлением ранее скрытых свойств личности, ее
потребностей и тенденций. Ребенок может
открыться самому себе и окружающим с новой
стороны благодаря, например, тому, что снимки
запечатлели его в непривычном состоянии.
Фотография может способствовать раскрытию и
укреплению внутренних ресурсов, быть стимулом к
дальнейшему развитию.

Коммуникативная функция фотографии состоит
в том, что она может передавать чувства и
представления, а в более широком смысле — быть
средством восприятия, переработки и передачи
информации.

Стимулирующая функция связана с тем, что при
создании и восприятии снимков происходит
активизация разных сенсорных систем — прежде
всего зрения, кинестетики, тактильной
чувствительности.

Объективирующая функция в какой-то мере
связана с фокусирующей и заключается в
способности фотографии делать зримыми
переживания и личностные проявления ребенка,
отражающиеся в его внешнем облике и поступках.
Ребенок может понять, в какой степени его мимика
и поза, прическа, одежда, интерьер помещения, где
он находится, его друзья в кадре связаны с его
чувством и потребностями в изменении своего
“Я”.

Отражение динамики внешних и внутренних
изменений.
Данная функция проявляется в том
случае, когда имеется достаточное количество
снимков, позволяющих провести анализ
определенных этапов жизни ребенка и увидеть,
насколько различаются оформление его внешности,
поведение и окружающая среда в разные моменты
жизни.

Организующая функция. Фотосъемка немыслима
без способности ребенка осуществлять свой выбор
и определенным образом “встраивать” объект
восприятия в систему личных значений, соотносить
его со своими потребностями и опытом.

Смыслообразующая функция заключается в
способности фотографии помочь ребенку увидеть
смысл поступков и переживаний — как своих
собственных, так и других людей. Фотография
позволяет “остановить мгновение” и
сфокусироваться на нем, что в обыденной жизни
многим недоступно.

Экспрессивно-катарсическая функция реализуется
как через восприятие готовых снимков, так и через
их создание. Повторное, иногда более глубокое
переживание чувств и их вербальное и
невербальное выражение во время просмотра
фотографий, особенно если это происходит в
присутствии понимающих собеседников, способно
приводить к эмоциональному “очищению” и
освобождению от тягостных переживаний. Если при
создании снимков ребенок находится в кадре, эта
функция осуществляется в фотографии за счет
выражения чувств посредством позы, мимики,
костюма или его атрибутов.


Упражнение с использованием
фотографии при групповой работе с детьми 5-го
класса.

Содержание: Учащимся необходимо разделиться на
несколько групп. Далее предлагается создание
группового коллажа, используя вырезки из
журналов, и возможно, личные фотографии на тему
“Трудности с которыми мы столкнулись в 5
классе”. Каждой группе необходимо рассказать о
содержании своей работы. Целью такого занятия
может быть снижение уровня тревоги в период
адаптации.


Заключение

Фототерапия – метод терапии творческим
самовыражением, разработанный в1989.

Этот метод, не предназначен для развития
творческих функций и эстетических запросов
взрослого человека, или ребенка, а служит целям
самопознания и самовыражения, поиску своих
уникальных душевных возможностей и духовных
потребностей, своего смысла жизни среди людей с
другими характерами.

Литература

  1. Копытин А.И. Техники фототерапии. – СПб.: Речь,
    2010.
  2. Фототерапия: Использование фотографии в
    психологической практике/ Под ред. А.И. Копытина.
    – М.: Когито-Центр, 2006.
  3. Копытин А., Платтс ДЖ. Руководство по
    фототерапии. – М. “Когито-Центр”, 2009.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *