Формирование УУД на уроках развития речи в 4-м классе по теме Рассуждение с использованием групповой работы

  • Насонова Ольга Иосифовна, учитель риторики, учитель ОРКСЭ, педагог-организатор, педагог-психолог

В связи с требованиями к результатам обучения в
начальной школе новых образовательных
стандартов более актуальным, чем прежде, стало
формирование универсальных учебных умений
учащихся. В то же время и предметные результаты
обучения не стали менее значимыми, наоборот, они
выходят на новый уровень. Поэтому более
востребованным, чем раньше, в начальной школе, на
наш взгляд, является такой вид текста, как
рассуждение, как в плане обучения его пониманию,
так и в плане формирования алгоритма грамотного
создания собственного рассуждения (устного и
письменного).

В рамках работы городской экспериментальной
площадки «Лингвистический компонент и его роль в
формировании ключевых компетентностей
школьников» мы ввели в начальной школе предмет
«Развитие речи» (риторика), на котором углубляем
лексические и синтаксические знания учащихся;
более подробно, чем обычно это принято, изучаем и
создаем различные виды текстов (повествование,
описание и рассуждение).

Во время групповой работы на уроках развития
речи развиваются практически все виды УУД.
Выделим только главные из них.

Личностные УУД – в первую очередь,
учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной
деятельности, предложений и оценок товарищей и
учителя.

Регулятивные УУД – принятие и
сохранение учебной задачи; планирование
действий в соответствии с поставленной задачей;
использование итогового и пошагового контроля
по результату, актуального контроля на уровне
произвольного внимания; адекватное восприятие
предложений и оценки товарищей по работе,
проявление познавательной инициативы;
адекватная оценка правильности выполнения
действия и внесение в него необходимых
корректив.

Познавательные УУД – осуществление
поиска необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием энциклопедий,
словарей; смысловое восприятие познавательных
текстов, выделение существенной информации;
установление причинно-следственных связей в
изучаемом круге явлений; владение алгоритмом
построения рассуждения и др.

Коммуникативные УУД – адекватное
использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач
(прояснение непонятного с помощью вопросов,
умение пользоваться диалогом, построение
монологических высказываний), учет разных мнений
и стремление к координации различных позиций,
осуществление взаимного контроля и взаимопомощи
в сотрудничестве.

Даже неполное перечисление формируемых в
групповой работе УУД дает представление о том,
какие изменения постепенно происходят в
личностном развитии учащихся во время
обсуждения коллективного задания и
распределения ответственности за результат
между всеми членами группы*.

_______________________________

* Кстати, требования некоторых управленцев
(якобы «в контексте новых стандартов») подробно
указывать в конспекте урока виды УУД,
формируемые на уроке, выглядят, с нашей точки
зрения, абсурдными и уводящими учителя прочь от
творческой работы в догматику. Во-первых, все эти
виды УУД тесно связаны между собой и
искусственное отделение их друг от друга
неправомерно (что подчеркивают и авторы
учебников). Во-вторых, они на самом деле
формируются на каждом уроке (даже без осознания
этого факта учителем), и, сосредотачиваясь на
перечислении огромного списка УУД, учитель
неминуемо упускает из виду или не придает
должного значения другим важнейшим аспектам
своей деятельности.

Практика показывает, что наиболее трудным для
учеников начальной школы является выявление
темы и основной мысли текста (или его части), а
также различия между ними. Кроме того, установка
на логическую связь предложений и более крупных
частей текста (абзацев) далеко не всегда
просматривается не только в сочинениях младших
школьников, но и в различных текстах,
составляемых старшеклассниками и даже взрослыми
(характеристики, резюме, отзывы на прочитанное,
развернутые отчеты и т.д.)

Включая в программу развития речи большой блок
работы над текстом-рассуждением (а традиционно
рассуждение проходится только в
ознакомительном плане), мы тем самым не только
осуществляем пропедевтику изучения данной темы
впоследствии, но и формируем и более глубокое
понимание рассуждения, и правила составления
собственного рассуждения, которое является
самым распространенным видом текста,
требующегося от ученика в школе: ведь каждый
развернутый ответ ученика строится в виде
рассуждения.

Тексты учебников русского языка для начальной
школы традиционно предназначены для работы над
ними и последующего списывания, они достаточно
малы по объему, и поэтому логическая связь между
предложениями или абзацами устанавливается
детьми достаточно легко. Подобная работа обычно
проводится в 1-2-х, иногда в 3-м классе, а ведь и в 4-м
классе с текстами большого объема (в первую
очередь, познавательного характера) она еще
более необходима. Вот почему нами была
предпринята попытка включения в тему
«Рассуждение» такого раздела, как работа с
текстами детских энциклопедий; детям
последовательно предлагалось:

а) составление собственного доказательства с
данными тезисом и выводом;
б) составление полного текста рассуждения;
в) восстановление деформированного по абзацам
доказательства – средней части рассуждения – с
созданием собственных тезиса и вывода. Текст был
подобран учителем по материалам статей детских
познавательных книг и специально деформирован
(см. Приложение 1 в конце данной статьи – «Наша
галактика – Млечный Путь»).

Далее представлен конспект урока развития речи
в 4 классе по теме «Рассуждение» (тип работы с
текстом в.). На уроке использовалась групповая
работа в группах по 7-8 человек.

Конспект урока развития речи в 4 классе

Тема «Создание текста-рассуждения на
основе деформированного по абзацам
познавательного текста»

Цели урока (основные):

  • формирование умений систематизации,
    сопоставления, анализа и обобщения имеющихся в
    тексте идей и информации; освоение алгоритма
    построения логически связанного рассуждения;
  • развитие коммуникативных УУД в групповой
    работе (в средней по численности группе 7-8
    человек);
  • развитие учебно-познавательного интереса к
    новому учебному материалу и способам решения
    новой задачи.

Оборудование:

  • 3 одинаковых листка с деформированным текстом
    (текст составлен учителем на основе
    познавательных текстов из детских энциклопедий),
    три пары ножниц;
  • авторская (сделанная учителем) мультимедийная
    презентация (8 слайдов) с использованием
    аудиозаписи песни А. Рыбникова «Млечный Путь –
    большое космическое путешествие».

ХОД УРОКА

1. Обсуждение необходимости логической связи
частей любого текста, а особенно рассуждения
(коллективная беседа). Формулирование учащимися
(с помощью учителя) цели урока: «Коллективное (по
группам) составление логически связанного
текста-рассуждения на основе деформированного
по абзацам текста; самостоятельное создание к
нему тезиса и вывода». Ответы учителем на
уточняющие вопросы учащихся.

2. Распределение учащихся по трем группам по 8
человек (по желанию).

3. Получение группами деформированного
познавательного текста (вторая часть
рассуждения – доказательства); текст одинаковый
у всех групп (см. Приложение 1).
Разрезание листка с текстом по абзацам.

4. Обсуждение в группах возможных вариантов
составления текста с использованием
выкладывания на столы листков с абзацами в
нужном порядке.

5. Создание каждой группой собственных тезиса и
вывода.

6. Чтение внутри групп получившихся текстов,
обсуждение и исправление коллективно найденных
недостатков.

7. Чтение каждой группой получившихся текстов в
классе. Обсуждение двумя другими группами
получившегося результата (с комментариями
учителя). Составление на доске таблицы оценок по
трем критериям: тезис, логичность
доказательства, вывод (соответствие
доказательству и тезису)*. Оценки выставляем как
обычно:
плюс – хорошо, правильно; плюс-минус – есть
некоторые неточности, в некоторых местах не
совсем логично и т.п.; минус – достоинств меньше,
чем недостатков (см. таблицу).

____________________________

* в конце урока учитель совместно с учащимися
оценивает группы еще и по критерию «общение»:
участие в работе всех членов группы,
взаимопонимание, учет лидерами всех мнений,
конструктивность критики внутри группы и т.п.


Команда Тезис Доказательства Вывод Общение

8. Подведение итогов работы – суммирование
баллов (за плюс – 1 балл, за плюс-минус – 0,5
балла, за минус – 0 баллов). Общие аплодисменты
команде-победительнице.

9. Просмотр мультимедийной презентации «Наша
галактика – Млечный Путь» (Приложение
3
) с использованием аудиозаписи песни
А.Рыбникова «Млечный Путь – большое космическое
путешествие» (Приложение 4).

10. Домашнее задание.

Учитывая то, что дети во время групповой работы
приложили много усилий, чтобы выполнить ее
вовремя (работа была сложная и объемная) и
испытали большой эмоциональный подъем во время
просмотра презентации, общее домашнее задание на
данном уроке не задавалось. Желающим
предлагалось почитать в энциклопедиях (или в
Интернете) информацию о галактиках и Млечном
Пути, а также дополнить мультимедийную
презентацию, показанную уроке, подходящими по
теме рисунками и фотографиями.

Комментарии учителя

В урок был введена такая форма
лингвистического компонента, как
этимологическая справка по слову «галактика» и
названию «Млечный Путь». Обычно такие сведения
вызывают особый интерес учащихся, и введение в
урок этого элемента не стало исключением из
общего правила.

Все три группы выбрали чтение тезиса, каждого
абзаца и вывода по очереди всеми членами группы.
В начале использования на уроках развития речи
групповой работы дети чаще выбирали для этой
цели хорошо читающего и наиболее авторитетного
ученика. Учитель не регламентировал данное
действие; дети постепенно, по мере повышения
индивидуальной активности, хотели сами
принимать личное участие во всех этапах
урока.

Активность учащихся на уроке была очень
высокой – все без исключения участвовали в
работе, в обсуждении старались приводить
аргументы, доказывающие собственное мнение (то
есть уже осознанно пытались пользоваться
алгоритмом рассуждения). Команды, занявшие
второе и третье места, находились, тем не менее, в
приподнятом настроении, а в конце урока, после
просмотра презентации, не сговариваясь,
зааплодировали.

Хотя эта сложная работа не была выполнена ни
одной командой полностью безошибочно, однако
можно считать, что цели урока (в том числе, по
формированию различных видов УУД), были в большой
мере достигнуты. Некоторые, не совсем логичные
связки между абзацами разбирались в процессе
обсуждения (см. Приложение 2).

На следующий урок четверо детей принесли
рисунки Млечного Пути, космоса, богини Геры,
кормящей младенца Геркулеса. Один ученик
рассказал о том, что вычитал в Интернете о
существовании еще и крабовидной формы
туманностей, о которой не шла речь на уроке.

Литература:

1. Сурдин В. Небо дневное и ночное. – М.:
Слово, 2000.
2. Большая книга знаний (пер. с англ.). – М.: Махаон,
2008.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *