Формирование и развитие аудитивных навыков у учащихся на уроках немецкого языка с использованием компьютерной лингводидактики

  • Кусенкова Наталья Петровна, учитель немецкого языка

Известно, что неотъемлемым компонентом устной
речи является аудирование. Однако, как
показывает практика обучения иностранным языкам
в средней школе и в вузах, особое внимание
уделяется говорению, чтению, письму и лишь
незначительное количество времени аудированию.
Однако аудирование является самостоятельным,
необходимым и наиболее трудным видом речевой
деятельности для учащихся.

Проблема обучения восприятию иностранной речи
на слух представляет собой один из самых главных
аспектов обучения, и именно поэтому развитие и
разработка методов обучения аудированию,
отвечающих запросам времени, крайне важны.
Сегодня аудирование как вид речевой
деятельности играет в процессе реальной
коммуникации важную роль. «Установлено, что « в
современном обществе люди слушают 45% времени,
говорят – 30%, читают – 16%, пишут – 9%.» [ 2 ]

Конечно, данные цифры могут корректироваться в
зависимости от конкретных условий использования
языка, но то, что аудирование является «лидером»
среди других видов речевой деятельности – это
доказано практикой.

Проведенный мониторинг распределения всех
видов речевой деятельности на уроке немецкого
языка, показал следующие результаты:

Распределение РВД на уроке

«Долгое время существовала точка зрения, что,
если при обучении устной речи преподаватель
сосредоточит все усилия на говорение и обеспечит
владение этим умением, то понимать иностранную
речь учащиеся начнут стихийно, без специального
целенаправленного обучения.» [ 3 ]

Приступая к изучению иностранного языка,
учащиеся владеют в полной мере механизмами
восприятия речи на родном языке, но наблюдения и
исследования показали, что переноса
функционирования этих механизмов на иностранный
язык не происходит. Обучающийся сталкивается со
множеством трудностей, связанных с условиями
коммуникации, с лингвистическими
характеристиками звучащей речи, а также
смысловой стороны информации, которые ему
необходимо преодолеть. Все умения и навыки
восприятия иностранной речи на слух нужно
формировать заново, для чего требуется
длительная, постепенная тренировка. В обучении
аудированию подобная тренировка обеспечивается
выполнением разнообразных упражнений, которые
преподаватель может самостоятельносоставить
используя лексико-грамматический материал
программный учебник.

При формировании и развитии аудитивных навыков
и для преодоления трудностей при восприятии
иностранной речи на слух необходимы упражнения,
направленные на преодоление возникающих
трудностей, препятствующих совершенствованию
аудирования и формированию необходимых умений и
навыков восприятия иностранной речи на слух.

Наилучшего результата тренинг достигнет, если
упражнения будут согласовываться с фонетическим
и лексико-грамматическим материалом каждого
урока учебника немецкого языка. Современная
компьютерная лингводидактика, а именно
программа –„ Voki“[ 5 ] очень хорошо подходит для
озвучивания созданных упражнений, программа –
«HotPotatoes»[ 6 ] – для контроля понимания услышанных
упражнений, текстов и видеофильмов, «DW-Video»[ 4 ] –
для просмотра и прослушивания аутентичных
видео-фильмов, что делает процесс аудирования
насыщенным, интересным и современным.

Для преодоление трудностей понимания
иностранной речи, которые связаны со смысловым
содержанием, с языковой формой, с условиями
предъявления, с источниками информации
существует ряд упражнений, которые разделены на: подготовительные
и речевые.

Подготовительные упражнения – это
обучение преодолению фонетических, лексических
и грамматических трудностей, что служит
подготовкой пониманию речи на слух. В серию
подготовительных упражнений включены следующие
упражнения:

1. Формирование навыков узнавания,
осмысления и воспроизведения трудных для
восприятия на слух звуков и интонации. Это
упражнения типа:

  • Прослушать и определить, какое это предложение
    по цели высказывания;
  • Прослушать и сказать, на какие слова падает
    фразовое ударение;
  • Преодоление трудностей, связанных с темпом речи
    и для увеличения темпа внутренней речи:
  • Прослушать предложение и повторить
    одновременно с преподавателем или диктором;
  • Прослушать и повторить предложение в медленном,
    среднем и быстром темпе;

2. Преодоление трудностей, связанных с
длиной предложения, для увеличения лексической
памяти:

  • Прослушать предложение и повторить его по
    памяти, предложение увеличивается за счет
    введения все новых слов;
  • Прослушать 1 предложение и повторить его за
    преподавателем, затем прослушать 2 предложение и
    повторить 1-е и 2-е, затем 1-е, 2-е и 3-е и т.д.
  • Прослушать две группы слов или предложений и
    сказать, какое слово отсутствует во второй
    группе;

3. Развитие вероятностного
прогнозирования:

  • Прослушать предложение и закончить его;
  • Прослушать текст и придумать название текста;
  • Продолжить перечисление слов на заданную тему,
    причем каждый ученик повторяет уже раннее
    услышанные слова;

4. Грамматические упражнения, связанные с
контролем понимания, а также грамматическими
правилами согласно программе учебника:

  • Определить предложения по цели высказывания и
    повторить его за преподавателем;
  • Назвать существительные в предложении;
  • Добавить к названным существительным
    прилагательные и повторить их;
  • Назвать антонимы / синонимы к существительным
    или прилагательным;
  • Назвать глаголы в прошедшем времени;
  • Прослушивание, запись и воспроизведение на
    иностранном языке отдельных числительных,
    числительных с существительными или
    арифметических примеров;

Речевые упражнения формируют навыки
понимания смысла сообщений и удержание в памяти
новой информации. Данные сообщения озвучиваются
не только самим преподавателем, но можно
использоватьпрограмма „VOKI“ [ 5 ] –
http://www.voki.com/learn.php , где
озвучиваются сообщения при помощи созданного АВАТАРА.
Речевые упражнения :

Система разработанных упражнений должна
включать в себя, « три основных уровня обучения
аудированию»:

  • Первый уровень – элементарный, когда
    формируется база дляаудирования,
  • второй – продвинутый, он развивает
    аудирование, как вид речевой деятельности,
  • третий – завершающий, где учащийся
    овладевает устным общением, в ходе которого
    учащийся выступает в роли слушающего

Пример: Упражнение: Прослушать текст
«MeineSommerferien», записать и повторить все
существительные с числительными:

Meine Sommerferien habe ich zusammen mit meinen Brüder in Deutschland verbracht. Erster Bruder Alex ist 11. Mein zweiter Bruder Stefan  ist 21. In Deutschland sind wir 15 Tage erholt. Wir haben 4 deutsche Städte besucht.  7 Sehenswürdigkeiten haben wir besichtigt, 2 in Dresden:
Gemäldegalerie und Zwinger. In München haben wir 4 Tage gelebt und 3 Schlösser besucht. In Berlin haben wir 6 Denkmäler und 2 Museen besichtigt. Die Sehenswürdigkeit Nr.1 – Kölner Dom in Köln hat uns sehr gefallen. Stefan hat 8 neue Bücher und eine Karte gekauft. Diese Reise war toll.

Данный текст озвучен при помощи, представленного
ниже АВАТАРА и его интернет-адресом:
http://www.voki.com/pickup.php?scid=4209869&height=400&width=300

Проверка понимания текста по
упражнению, созданному при помощи программы „HOTPOTATOES”
– http://ttrk.tln.edu.ee/pdf/hotpottutorial.pdf

Все тексты, озвученные с помощью
программы «VOKI» размещаются в интернете
и имеют свой адрес, который выглядит так:
http://www.voki.com/pickup.php?scid=4198339&height=267&width=200

Преподаватель, развивая у учащихся аудитивные
навыки, имеет возможность при помощи
компьютерной программы “VOKI”[5]
изменять тембр голоса, скорость воспроизведения
от медленного до быстрого, совмещая со
зрительным образом. Слабые учащиеся имеют
возможность прослушать данные сообщения дома,
введя в поисковую строку интернет-адрес АВАТАРА,
который озвучивает заданное сообщение.

Очень большое значение в развитии и
совершенствовании аудитивных навыков имеет
использование аутентичных аудио- и
видеоматериалов, которые способствуют
формированию лингвострановедческой и
интеркультурной компетенции учащихся и
позволяют включить учащихся в социум и культуру
страны изучаемого языка. Неограниченное
количество, постоянно обновляющихся,
аутентичных аудио и видеоматериалов можно найти
на сайте «DeutscheWelle» – «DW-world.de» [ 4 ], где
можно подобрать материал, соответственно
языковой подготовки учащихся. Преподаватель
получает возможность не только включать в урок
аутентичный материал, но и заранее создавать
проверочные упражнения с использованием
«HotPotatoes» и подготовить материал к определенной
теме.

Например, как представленный ниже
видео-рассказ « Мой Мюнхен», с заданием:
Прослушать видео-рассказ, озаглавить его и
составить план прогулки по городу:
http://tv-download.dw.de/Events/mp4/hw/hw20110604_meinmuenchen_sd.mp4

Необходимо соблюдать неукоснительно принцип
постепенного нарастания трудностей и
разнообразия в контроле уровня понимания
материала.

Литература:

  1. Государственные стандарты по иностранным
    языкам ( 2 – 11 классы ) – М.: Астель, 2004
  2. Елухина Н.В. – Речевые упражнения для
    обучения аудированию// Иностранные языки в школе
    – 1971– № 4
  3. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др.
    Методика обучения иностранным языкам в средней
    школе: учебник. – М.: Высш. шк., 1982.
  4. «Немецкаяволна» / Deutsche Welle – http://www.dw-world.de/dw/0,,298,00.html
  5. „Voki“ – http://voki.com/
  6. Информационные технологии в обучении языку „
    HotPotatoes“ – Лаборатория прикладной лингвистики и
    информационных технологий. Новосибирский
    государственный университет. – 2003/2011 –
    http://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php

Приложение 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *