Фольклор – детство нашей культуры

  • Виноградова Клавдия Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: урок обобщения изученного
по теме «Фольклор».

Технологии: интегративная, игровая;
методы: погружения, проектов.

Элементы содержания:

Неисчерпаемая народная мудрость и
эстетическое богатство русского фольклора.
Художественные особенности сказок и загадок.
Занимательность и юмор детского фольклора.
Афористичность малых фольклорных жанров;
вариативность фольклора. Связь авторского
искусства с народным.

Виды учебной деятельности.
Рецептивная: слушание аудиозаписи;
репродуктивная: повторение, обобщение
изученного, ответы на вопросы;
исследовательская: сопоставление различных
фольклорных жанров, анализ художественных
средств; творческая: создание «сказки о
сказочнике», описание картин.

Межпредметные связи. Русский язык:
лексическая и орфографическая работа. Музыка:
исполнение хоровой песни. ИЗО: знакомство с
произведениями народного
декоративно-прикладного искусства, русским
костюмом, творчеством В.М. Васнецова.

Оборудование. Русский костюм – для
учителя, ширма, сшитые вместе с детьми печатные
куклы Крошечка-Хаврошечка и кот Баюн;
иллюстрации к русским народным сказкам,
созданные пятиклассниками; аудиозаписи
произведений детского фольклора; портрет В.М.
Васнецова и репродукции его картин:
«Несмеяна-царевна», «Три царевны подземного
царства», «Сивка-Бурка», «Кощей Бессмертный».

Кабинет украшен предметами крестьянского
обихода, произведениями народных промыслов,
выставкой ученических работ, сделанных в
традициях народных мастеров.
Закрытые створки доски соединены символическим
«замком».

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Все взрослые когда-то были детьми. И говорят
об этом так: «Все мы родом из детства». А культура
любого народа произрастает из его фольклора.
Поэтому мы и назовем наш урок так: «Фольклор –
детство нашей культуры». Сегодня мы погрузимся в
мир русского народного творчества. В этом мире
нас, как настоящих сказочных героев, ожидают
испытания. Все их преодолеем, и узнаем тайну, что
скрыта за этим тяжелым замком.
А помогут нам наши гости. Я даже принарядилась,
чтобы их встретить. Встречайте, только не
шумите, гостей не спугните.

II. На ширме появляются перчаточные куклы,
управляемые и озвучиваемые cтаршеклассниками.

Крошечка-Хаврошечка. Ой, сколько
ребят!

Кот Баюн. Да, столько читателей!
Наверное, все сказки перечитали.

Крошечка-Хаврошечка. А коли так,
отгадайте, из какой я сказки. Видите, какая я
маленькая? Зато удаленькая. Мне мачеха трудную
работу задает, а я со всем справляюсь. Правда,
помогает мне моя коровушка. Я в одно ушко влезу,
из другого вылезу – работа сделана. Как меня
зовут? (Крошечка-Хаврошечка)

– Ах, ребята, как мне приятно, что я такая
известная.

Кот Баюн. А я – кот Баюн, говорящий,
значит. В старину «баить» значило «говорить». Я и
сказки сказываю, и байки сочиняю… Со мной не
соскучитесь. Вот сейчас попытаю вас, сколь язык у
вас гибок. Я вот своим даже умываюсь…
Кто сумеет без запинки прочесть скороговорки?

III. Чтение скороговорок, записанных на
доске

  • Около колодца кольцо не найдется.
  • Ткет ткач ткани на платок Тане.
  • Все бобры для бобрят добры.

Кот Баюн. А следующее испытание
гибкость ума проверит. Не робейте, вам оно
понравится. Кто же не любит загадки!

Крошечка-Хаврошечка. Я этот жанр очень
люблю!

IV. Загадки

Все «отгадки» – предметы народного обихода –
расставлены на учительском столе.

Жил Кирилл –
Людей кормил.
А как разбился –
Под плетнем очутился. (Глиняный горшок)

Сама гола,
А рубашка внутри. (Свеча)

Рыба в море,
Хвост на заборе. (Ковш и ведро)

Все голубки
Вокруг одной прорубки. (Ложки и тарелка)

Никогда не ест,
А только пьет;
А как зашумит –
Всех приманит. (Самовар)

Серебряное донце,
Золотое веретенце. (Прялка)

– На каком художественном приеме построены
загадки? (На метафоре)

V. Крошечка-Хаврошечка. А теперь
послушаем запись, сделанную в нашей деревне
фольклористами. Назовите, произведения каких
жанров прозвучали.
(Слушание и определение считалки, загадки)

VI. – А теперь посмотрим, как вы
грамотой владеете. Проведем конкурс
«Грамотей»
. Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы в пословицы, записанные на
доске.

Красна птица перьем, а человек
уменьем.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Сплеча да сгоряча (не)добудешь калача.

– Какой темой объединены пословицы? (Они
прославляют труд, порицают лень)

Крошечка-Хаврошечка. Верно, ребята.
Пора и мне потрудиться. Пойду мою коровушку
доить.

Кот Баюн. А мне молочка нальешь?

Крошечка-Хаврошечка. Налью, налью.

Кот Баюн. Тогда и я побежал. А вы не
скучайте, «пятерки» получайте.

Учитель. Куклы еще не раз придут в этом
году к нам на урок литературы. А сейчас надо нам
подняться да размяться.

Физкультминутка – игровой хоровод
«Змейка» между рядами парт.

Учитель и ученики поют.

Вил я, вил я капусточку, да,
Завивался витой кочешок.
Пала, пала порошица, да,
На ту землю на талую, да,
На траву ли на муравую,
На любимую капусточку.

Уж я улкой шла,
Переулком шла,
В переулочек зашла,
Клубок ниточек нашла.
Нитка тянется,
Клубок катится,
Нитка доле, доле, доле,
Клубок боле, боле, боле,
Я за ниточку бралась –
Тонка нитка порвалась.

VIII. – Стоило нам отвлечься, стряслась в нашем
сказочном царстве беда – потерялись
иллюстрации. Кто их правильно назовет и к месту
определит?

(Ученики называют, к каким сказкам относятся
рисунки, и распределяют сказки по 3-м группам:

– волшебные;
– бытовые;
– о животных).

IX. – На урок к нам пришел настоящий
сказитель, как в старину говорили, бахарь.
Послушаем его.

Заранее подготовленный пятиклассник
рассказывает «Сказку о сказочнике».

– В нашем царстве, в российском государстве
полтора века назад жил-был художник Виктор
Васнецов, сын Михайлов.
В деревне он рос, где домов всего десять и стояло.
Братьев в семье было шестеро, и на всех одни
валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день по
улице да по лесу босиком бегать можно. А зимой все
больше на печи сидели да сказки слушали. День
короткий, вечера длинные да темные; зажгут
лучинку – палочка тонкая деревянная – она горит,
потрескивает, огонек маленький колеблется из
стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят…
Кажется, вот-вот из темного угла кто-то выскочит:
не то Кащей, не то Баба-Яга…
Долго ли, коротко ли взрослел добрый молодец и
отправился в Петербург, в Академию, учиться на
художника.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается. Непросто давалось учение мудреное. Все
терпел добрый молодец: и нужду, и голод, но учился
и работал. Читал много про старину русскую, в
музеи ходил, смотрел.
А как переехал в Москву златоглавую – красота
нашей древней столицы навсегда его сердце
полонила.
И ожили русские народные сказки под кистью его
чудесной, за что и прозывается он «сказочник
русской живописи».

X. Беседа по репродукциям картин В.М.
Васнецова

– Как зовут сказочную героиню, изображенную
художником?
Сказка о ней говорит так: «Красовалась в царских
палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему.
Какое ей было житье, какое приволье! Всего много,
все есть, чего душа хочет, а никогда она не
улыбалась». Как ее имя? (Несмеяна-царевна)
– А на этой картине царь Кащей Василису
Премудрую угрозами заставляет быть его женой. А
кем он приходится ей в сказке, которую мы читали
по хрестоматии? (Отцом)
– Почему у сказки «Царевна-лягушка» есть
множество вариантов? (Вариативность фольклора
– результат коллективного творчества, передачи
«из уст в уста».)

– Перед вами картина, которая называется «Три
царевны подземного царства». Почему на полотне
три героини? (В сказках часто встречается число
3. Оно считалось магическим).

– А в этой сказке говорится: «Царь построил терем
в двенадцать венцов. Посадил дочь наверху и
сказал: «Кто до моей дочери на коне доскачет, тот
и будет ей жених». Конь бежит, земля дрожит… как
скакнул, так на все двенадцать венцов!»
– Как называется сказка? Возможно ли такое в
реальной жизни? Назовите художественный прием. (Венец
– звено из 4-х бревен. В реальности невозможен
скачок на высоту 48 бревен. В сказке «Сивка-Бурка»
используется гипербола)
.

XI. Выводы, обобщения, подведение итогов
урока

– Со всеми заданиями ребята справились.
Распахнитесь, волшебные двери!

(Учитель раскрывает створки доски. На ее
центральной части нарисовано символическое
Древо.)

– Как называется этот народный орнамент? (Древо
жизни)

– Вот оно, вечно живое и цветущее древо русского
фольклора. Все есть в нем:
– мудрость;
– красота;
– богатство;
– многообразие.

(Соответствующие слова написаны на
«листочках» «древа»).

И произросли на этом древе плоды – все плоды
искусства:

– живопись;
– музыка;
– литература.

(Эти слова написаны на «яблочках»)

Пусть вечно живет это древо, хоть ему
много-много веков! Пусть процветает неувядающая
народная культура!

Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра, началом которого является
фраза: «Мы любим и ценим фольклор, потому что…»

– Тут уроку конец, кто работал молодец.

Библиография

  1. Ветрова Г. Сказка о сказочнике. Васнецов –
    М: Белый город.
  2. Загадки русского народа – М: Современный
    писатель, 1995.
  3. Казиева М.В. Сказка в русской живописи – М:
    Белый город, 2008.
  4. Креативный ребенок: Диагностика и развитие
    творческих способностей – Ростов Н/Д: Феникс, 2004.
  5. Народные русские сказки. Из сб-ка А.Н. Афанасьева
    – М: Правда, 1982.
  6. Рабочая программа по литературе. 5-9 классы.
    Методическое пособие/ Сост. Г.М. Вялкова, под ред.
    Л.Н. Савиной – М:Планета,2011.
  7. Синицина Е.И. Веселые загадки – М:
    Лист Нью, Вече, КАРО, 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *