Факультатив Экология учебной деятельности. Тема:Роль воды на Земле: все связано со всем

  • Горбунова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

Раздел: «Учусь экологическому мышлению».

Класс: 4.

Цели:

  1. расширить представления детей о том, где используется вода.
  2. воспитание осознанного, бережного отношения к пресной воде, как важному природному богатству, отрицательного отношения и факторам загрязняющим её.
  3. формирование понятия экологическая проблема и убеждения в необходимости охраны воды в природе.
  4. развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Вхождение в занятие по методу озвученного выдоха. Звук [в].)

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.

«С маленькой удачи начинаются большие успехи». Приложение

– Как вы понимаете эти слова?

– Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху.

Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (Успеха, удачи)

II. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня мы продолжим работу с одним из богатств, которое нам дарит природа.

ВОДА – это чудо природы, самое её драгоценное ископаемое.

(А. Карпинский, учёный – геолог)

(Слово вода пропущено)

– О каком чуде природы идёт речь? (Вода)

– А теперь сформулируйте тему и цели урока.

– Под каким девизом мы работали?

«Кто ищет, тот всегда найдёт».

– Изучено много литературы, проведены исследования (опыты). Ребята нашли ответы на все волнующие вопросы.

III. Ознакомление с новым материалом.

– Ребята, а задумывались ли вы, откуда появилась вода на земле?

– На самом деле это очень сложный вопрос.

Д.: Вода могла находиться глубоко внутри Земли. А потом поднялась на поверхность по трещинам, разломам в земле.

Д.: Существует космическая теория происхождения воды на Земле: очень давно, около 4 млрд. лет назад, мимо Земли пролетала комета, в хвосте которой было огромное количество замерзшей воды – льда. Этот лед был захвачен нашей планетой – он попал в поле притяжения Земли. Так на Земле появилась вода по одной из версий.

– Действительно, существует две теории о происхождении воды: космическая и теория происхождения из земных недр.

– А кто знает, откуда пришло это название?

Почему воду так назвали?

Послушайте одну историю, которую нашла Елена К.

– Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьян тем, что начал говорить. Прошло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий. Людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!»(Что означало отлично). Другой попробовал и согласился «Да!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».

– Вот мы нашли ответ на первый вопрос.

Далее каждая группа отвечали на вопросы:

  • Какая?
  • Зачем?
  • Почему?
  • Что это?
  • Сколько?

В ходе исследований были найдены интересные факты, и сейчас группы (исследователи природы, исследователи хозяйственной деятельности людей, исследователи здоровья человека) поделятся своими находками.

– первыми выступают исследователи природы, а остальные начнут работать с таблицей

Заполнение таблицы по группам.

 Роль воды
Для природы Для хозяйственной деятельности людей Для здоровья человека

а) Роль воды для природы. (Выступает первая группа).

Потеря воды – это смерть. Потеряло растение половину своей воды – погибло, а животному того меньше надо потерять, чтобы погибнуть, всего около 10%.

Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны – всасывают воду через кожу.

Где же можно еще найти воду на Земле? Конечно же, в растениях. Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода. В помидоре – 95%, в огурце – 98% воды. В среднем в организме животных содержится более 50% воды.

Все растения, обитающие на суше, имеют приспособления к добыванию и сохранению влаги. Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь земли до 2 метров, у деревьев – на 10-12 м, а у жителей пустыни – верблюжьей колючки – до 20 м. Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха. Одно растение подсолнечника “выпивает” за лето 200-250 литров воды.

Для многих живых организмов вода – дом родной. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне ее. Бобр строит себе дом посреди водоема с подводным входом – защита от хищников. Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может он найти столько пищи. Лягушки рождаются в воде и живут возле неё и в ней.

Вода выполняет функцию гидроскелета у растения, чтобы убедится в этом, дети провели опыт. Рассмотрели растение до полива и после.

Вывод. Заполнение таблицы.

б) Роль воды для хозяйственной деятельности человека. (Выступает вторая группа).

  • В производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так, например, чтобы выплавить 1 тонну стали потребуется 150 тонн воды, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды;
  • В сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки сельскохозяйственных растений;
  • В быту: посчитай, сколько раз в день ты встречаешься с водой;
  • Водная дорога: для перевозки людей и грузов;
  • Выработка электроэнергии: на гидроэлектростанциях, используя силу падающей воды.
Для чего нужна вода? Расход воды в день (л)
Мытье посуды 10
Стирка 15
Мытье полов, окон 50
Поливка цветов, огорода 100

Вывод.

Физминутка Игра «Вода – не вода»

Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.

Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.

в) Роль воды для здоровья человека. (Выступает третья группа).

– Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4–5 дней.

А знаете почему?

– Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.

Для чего нужна вода? Расход воды в день (л)
Умывание 10 (+ 45 туалет)
Купание 40 (ванна) + 95-190 (душ)
Приготовление пищи 5

Много ли воды в твоём теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Вывод: значит, организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови. Вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу, с помощью воды из организма удаляются вредные вещества.

Какая главная мысль этой таблицы?

Какое огромное значение имеет вода для всего для всего живого.

 Роль воды
Для природы Для хозяйственной деятельности людей Для здоровья человека
1. Среда обитания для животных. 1. Использование для стирки, мытья посуды, полов. 1. В составе организма человека.
2. Пища (питьё) 2. Отопление помещений. 2. Пища, еда.
3. Проводник питательных веществ. 3. Работа гидроэлектростанций, заводов и фабрик. 3. В медицине
4. Гигиена тела.

г) Экологическая проблема.

– Посмотрите на глобус, казалось бы, воды на Земле сколько угодно, океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Почему же люди страдают от нехватки воды?

Дети заинтересовались, какую часть составляет пресная вода?

Из разных источников информации были найдены такие сведения:

  1. На каждые 100 литров воды Земли только 2 литра пресной. Большая её часть находится в ледниках.
  2. Большую часть воды составляют моря и океаны – это солёная вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр.

– Что же наносит вред воде, каковы источники загрязнения

  1. Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных вагонов.
  2. Всего 5 л нефтепродуктов затягивает пленкой 50 м2 водной поверхности (то есть площадь нашего класса).

Но хватит о грустном. Ведь не всегда всё так плохо. Кто из вас был на красивейшем озере Байкал. Кому повезло, тот видел, как чиста и прозрачна вода этого озера, как красивы его берега. Рядом нет заводов, которые сбрасывали бы сточные воды в озеро. По нему не ходят танкеры с нефтью. Ничто не угрожает этому чудесному уголку природы.

Давайте закроем глаза и очутимся на летнем берегу.

(Включается аудиозапись «Утро в лесу», учитель читает текст:)

«… Раннее утро. Вы вышли из палатки и очутились в сказке. Лучи солнца проникают через листву деревьев, и капли росы начинают переливаться миллионами огоньков, предвещая прекрасную погоду. Где-то над вашей головой щебечут птички, на берегу папа моет вашу машину. Как будет здорово вернуться домой на чистенькой, сверкающей машине. Мама что-то стирает. От порошка получилось много воздушной пены, как весело качаются на воде эти белоснежные барашки!
День пролетел, как одно мгновение. Вас переполняет счастье. Вы взяли бумагу, написали письмо о том, как вы здорово провели день, положили послание в пустую пластиковую бутылку и забросили её подальше от берега. Волны обязательно доставят ваше письмо к другому человеку, и он, быть может, порадуется за вас…»

– А теперь постарайтесь сохранить это ощущение радости в себе и откройте глаза.
Скажите, пожалуйста, всё ли было так замечательно в нашей сказке?

(Ответы детей).

– Оказывается, не огромные заводы и танкеры, а сами люди, не задумываясь, наносят воде очень большой вред: за год бытового мусора попадает в водоёмы столько, что им можно было бы заполнить 10 тыс. товарных вагонов.

Но, даже не выезжая на озёра, находясь в своей квартире, мы можем нанести водным запасам большой ущерб. Что я имею в виду:

  • утечка воды;
  • незакрытый кран.

– Как вы думаете, как человек должен относиться к воде.

IV. Итог.

В конце урока давайте подведём итог всему, о чём сегодня говорили.

  • Всему живому … вода.
  • Пресной воды на Земле …
  • Необходимо … расходовать воду.
  • Краны в доме должны быть …
  • Нельзя … водоемы.

Дети читают получившиеся предложения:

  1. Всему живому нужна вода.
  2. Пресной воды на Земле мало.
  3. Необходимо бережно расходовать воду.
  4. Краны в доме должны быть закрыты.
  5. Нельзя загрязнять водоемы.

Учитель: В заключение нашего урока хочу зачитать слова, сказанные Леонардо да Винчи: “Воде дана была волшебная власть стать соком жизни на Земле”. Подумайте над этими словами! Как вы их понимаете?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *