Ежели вы вежливы…

  • Балачий Галина Викторовна, учитель русского языка

Как сделать урок русского языка интересным?
Этот вопрос задают себе учителя — словесники.
Каждый отвечает на поставленный вопрос
по-своему. Кто-то использует яркий дидактический
материал, кто-то активно применяет компьютер. Но
при этом педагог должен понимать, что нельзя всех
детей считать одинаковыми, то есть работать в
режиме внеличностной парадигмы образования.
Поэтому учитель должен стремиться наиболее
полно раскрыть возможности и способности
каждого учащегося, развить его неповторимую
индивидуальность. Это возможно при
использовании личностно ориентированного
подхода в обучении, когда педагог прилагает
основные усилия не для формирования социально
типичных свойств, а для развития у каждого
ребенка уникальных личностных качеств.
Применение этого подхода предполагает
перераспределение субъектных полномочий в
учебно-воспитательном процессе, так как
организация взаимодействия субъектов обучения в
максимальной степени ориентирована на их
личностные особенности и специфику
личностно-предметного моделирования мира.

В личностно ориентированном обучении весьма
важны такие способы педагогической
деятельности, как:

  • метод диалога и полилога;
  • игровые методы;
  • рефлексивные методы;
  • методы педагогической поддержки;
  • диагностические методы;
  • создание ситуации выбора и успеха.

Личностно — ориентированный подход к учащимся
представляет собой следующую
последовательность действий:

  • педагог изучает психологические и
    психофизиологические особенности учащихся при
    помощи наблюдения и тестирования, диагностики;
  • педагог объединяет учащихся по определенным
    основаниям (например, по психосоматическим
    типам, каналам восприятия, уровням понимания);
  • педагог излагает информацию и организует
    работу с ней на уроке или занятии с учетом
    психолого — педагогических особенностей
    учащихся.

Все вышеназванные способы легли в основу
данного урока.

При его проведении были учтены следующие
обстоятельства:

  • субъекты учебной деятельности — учащиеся 5
    класса, среди которых больше 50% обладают сильным
    темпераментом, часть детей (примерно 60%) имеет
    индивидуально-психологические проблемы: память,
    тревожность, мелкая моторика, внимание. По данным
    социометрии, характеризующим самочувствие
    ученика в классе, лидеров — 30%, референтов — 40%,
    аутсайдеров — 30% (см.таблица в приложении1).
    Исходя из данной характеристики класса,
    напрашивается вывод: нельзя активно
    использовать фронтальные общеклассные формы
    работы, но и взаимная противоречивость
    психолого-педагогических особенностей не
    позволяет работать в уровневом режиме. Поэтому
    оптимальным вариантом можно считать стратегию
    групповой работы (желательно с переменным
    составом);
  • урок третий по счету, проходил с 10.45 до 11.25 после
    уроков физической культуры, литературы. Учащиеся
    пришли на урок в хорошей форме, они не утомлены,
    время проведения урока идеально, так как
    «дети-жаворонки» еще не захотели спать, а «дети
    — совы» уже проснулись.

Знать: определение обращения; использование
обращения в речи.

Уметь: находить обращение в предложении;
отличать обращение от подлежащего; составлять
предложения с обращением.

Средства обучения: текст выведен на экран
при помощи мультимедийного проектора, рисунки по
развитию речи, раздаточный материал (карточки
для индивидуального задания, карточки для
групповой работы).

Цели и задачи занятия:

познавательные:

  • повторить сведения о членах предложения;
  • познакомить учащихся с обращением, его
    значением, графическим оформлением,
    употреблением в речи.

практические:

  • закрепить умение различать члены предложения,
    знаки препинания при диалоге;
  • сформировать новое умение находить обращение в
    устной и письменной речи, формировать навык
    постановки знаков препинания при обращении.

общепредметные:

  • развивать умение самостоятельно пополнять
    знания;
  • формировать языковую личность, владеющую
    филологической компетентностью;
  • прививать правила этикета;
  • воспитывать интерес к русскому языку, уважение
    к старшим.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологическая релаксация.

Здравствуйте, ребята. Прошу всех садиться.
Можно начинать урок. Все готовы? Я предлагаю вам
сходить в поход. Согласны? Закройте глаза и
представьте себе, что мы подъезжаем к деревне
Трегубово. Птички щебечут; пахнет земляникой,
клубникой; цветов видимо-невидимо. Да и
территория кажется вполне обжитой и безопасной.

Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь.
Местные жители — вполне дружелюбные. Итак, мы с
вами сегодня пошли в поход, но, конечно же, не в
настоящий, а в поход за знаниями. А это гораздо
сложнее! Но я считаю, что у нас все получится.

Тема сегодняшнего урока звучит необычно,
взята строчка из стихотворения С.Я. Маршака:
«Ежели вы вежливы…». А что значит «вежливый»?
Вежливый — соблюдающий правила приличия,
воспитанный, учтивый. Эпиграфом к уроку взяты
слова испанского писателя Мигеля де Сервантеса
«Ничего не обходится так дешево и не ценится так
дорого, как вежливость». Как вы понимаете
эпиграф? Устаревший союз «ежели» можно заменить
синонимичным «если». Если вы вежливы, то и
обращение наше в речи должно быть вежливым.
Поэтому второе название темы урока — «Обращение
в русской речи». Запишите число в тетради и тему
урока.

Данную тему мы будем изучать в течение 2-х
уроков: рассмотрим определение понятия,
познакомимся с его значением, видами, местом в
предложении, знаками препинания при обращении,
будем учиться синтаксическому разбору
предложения с обращением. Сегодня же мы поведем
разговор не просто об обращении, а о том, что
значит культурное, вежливое обращение,
рассмотрим различные его виды.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа с трудными словами домашнего задания
по карточке (ученик у доски)

Здра*ствуйте, п*жалу*ста, (до)свидан*я, буд*те
добры, сп*сибо, изв*ните, буд*те любезны, пр*стите
за бесп*койство, разр*шиите.

2. Проверка творческой работы (ученик вслух
читает свое домашнее сочинение-миниатюру).

— О каком этикетном правиле идет речь в
сочинении?

Родители еще в детстве учат вас речевому
этикету: Поздоровайся с тетей, скажи спасибо, где
волшебное слово «пожалуйста», извинись,
попрощайся.

Итак, какие слова помогают нам в общении?(
«волшебные «) Проверим, как с ними справился
ученик, работающий у доски.

III. Объяснение нового материала:

Осознанное восприятие языкового материала:

а) запись и анализ предложений

— Ребята, а как называются слова, при помощи
которых мы обращаемся к людям ? (обращение).
Запишите и подчеркните члены предложения.

Ребята вежливы друг с другом. Ребята, вы
всегда вежливы друг с другом?

— Сравните предложения. Чем будет являться во
втором предложении слово «ребята»? Можно ли
задать вопрос к нему? Является ли оно членом
предложения?

б) Работа с определением по учебнику (ученики
читают 1-й абзац п.42, отмечают разную позицию
обращения в предложении, объясняют, как будут
подчеркивать)

— Так что же такое обращение?

Вывод учащихся: обращение — это слова,
называющие того, к кому обращаются с речью.
Обращение не является членом предложения,
следовательно, на письме его нужно отделить
запятыми.

IV. Закрепление нового материала.

Репродуктивные упражнения.

— Прочитайте стихотворение. Сравните по
значению слово «обращение» в первой и второй
строчках. Найдите в тексте обращение, обратите
внимание на знаки препинания. (Текст выведен на
экран)

Обращение

Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
(А. Косоговский)

— Какие орфограммы вызвали у вас затруднения?

Карточка для работы у доски.

— В поэтической речи в роли обращения
встречаются существительные, которые обозначают
неживые предметы. Прочитайте отрывок из сказки
С.Я.Маршака, найдите обращения.

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи,
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи.

— Какие это предложения по цели высказывания?
Запишите текст, выделите все известные вам
орфограммы.

Работа в группах: — К кому вообще можно
обращаться? Перечислите. (Проверка работы на
доске.) Давайте подумаем, как вы можете
обратиться к родителям? Брату? Сестре? Учителю?
(уважительно, ласково). (Предлагаются карточки
каждой группе учеников на выбор, в зависимости от
того, к кому они сами хотят обратиться. После
выполнения задания вслух зачитывается несколько
работ, остальные собираются).

Карточка.

Как обращаться к маме (папе, бабушке, дедушке,
сестре, брату, учительнице, соседу,
однокласснику)


хорошо Не очень хорошо, плохо

Репродуктивно-продуктивные упражнения.

— Часто по обращению можно понять, каков тот
человек, который обращается, и тот, к кому
обращаются. Обращением можно выразить ласку,
доброту, заботу, доброжелательность говорящего
и, наоборот, злость, недовольство. Посмотрите на
рисунки и определите, кто и к кому здесь
обращается, сочините и запишите предложения в
тетрадь, употребив «волшебные» слова из
домашнего задания (по ходу определяем вид
обращения, чувство говорящего). Желающий ученик
выходит к доске, выбирает понравившийся рисунок
и записывает предложения на доске. (Рисунок 1,
рисунок 2, рисунок 3 в приложении 2).
Можно
предложить данное задание по группам,
распределяя на каждую соответствующий рисунок.

Продуктивные упражнения.

Итак, мы убедились, что обращения бывают
одиночные и распространенные; обращение
выделяет того, к кому обращаются. Но оно имеет еще
и этикетное значение. И это очень важно, как мы
обращаемся к разным людям. (Предлагается задание
по карточке ученику, работающему у доски,
остальные обсуждают ситуации по группам)

Ситуация 1.

В школе много взрослых, с кем вы не знакомы. Как
поступить, если вам нужно к ним обратиться?

Мальчик: Здравствуйте. Извините, пожалуйста,
как Вас зовут?

Учитель: Елена Александровна.

Мальчик: Елена Александровна, скажите,
пожалуйста, где находится кабинет музыки?

Учитель: По коридору направо вторая дверь.

Мальчик: Спасибо.

— Как вы считаете, правильно ли обратился
мальчик к учителю? Как обратиться к незнакомому
человеку? Как вы можете привлечь к себе внимание
незнакомого человека? Подсказка в трудных словах
домашнего задания. «Будьте добры:», «Скажите,
пожалуйста — это формы обращения без обращения.
Их используют, чтобы привлечь внимание.

— Запишите в тетрадь предложение с просьбой
указать вам какой-либо кабинет, используя
подобную форму обращения.

Ситуация 2.

— Представьте, что вы опоздали к началу урока.
Как войти в класс? Предлагаю 2 варианта. Какой из
них выберете и почему?

1 ученик: Здрасьте, Марья Иванна! Можно войти?

2 ученик, постучавшись: Здравствуйте, Мария
Ивановна, извините, пожалуйста, за опоздание.
Можно пройти на свое место?- Спасибо.

— Запишите предложение, обратившись к любому
другому учителю.

Проверка задания у доски. Карточка.

Ты звонишь своему однокласснику Артему по
телефону. Трубку берет его мама Галина Юрьевна.
Напиши свою первую фразу, используя обращение.
(Здравствуйте, Галина Юрьевна, вам звонит
Сергиенко Максим, позовите, пожалуйста, Артема.).

Обобщение. Что же такое обращение? Каким оно
бывает? Как выделяется на письме?

Письменная работа.

Скажите, ребята вы испытывали когда-то
затруднения при обращении к человеку?

Сейчас я предлагаю вам описать данную ситуацию
в 4-5 предложениях и озаглавить свое маленькое
сочинение. Например: «Однажды я поссорился с
другом, а на другой день встретил его, когда шел в
школу. Я улыбнулся и сказал ему: «Здравствуй,
Илья. Ты еще обижаешься на меня? Давай забудем
вчерашний неприятный разговор:.» Так мы
помирились.

— Как можно еще начать сочинение? (Вчера я не
продежурил в классе, а сегодня подошел к учителю
и:. Как-то раз я позвонил другу:. Я получил
двойку по математике и не знал, как об этом
сказать маме:.)

Для сильных учеников можно предложить вариант
сочинения лингвистического характера
(рассказать ученикам 3-го класса про обращение)

V. Итоги урока: обобщение, оценка работы,
отметки.

— Что вы узнали на уроке про обращение? (Это
слова, называющие того, к кому мы обращаемся с
речью. Обращение выражается именем
существительным в именительном падеже, не
является членом предложения. Оно может быть
одиночным и распространенным, выделяется на
письме запятыми. Обращение должно быть вежливым).

Домашнее задание.

В тетрадях оформите записку родителям о том,
что вы ушли на занятия кружка. Утром вы забыли их
предупредить о причине вашей возможной задержки.
Используйте в записке обращение.

Индивидуальное задание: найти предложения (5-6) с
обращением в сказках А.С.Пушкина и записать их.

Литература:

  1. М.М. Поташник, М.В.Левит Методическое пособие
    «Как подготовить и провести открытый урок»
    (современная технология), М.: Педагогическое
    общество России, 2005.
  2. Научно-методический журнал «Русский язык и
    литература. Все для учителя», ООО «Издательская
    группа «Основа», 2011.
  3. Профессиональный педагогический журнал
    «Учитель», ООО «Приоритет — МВ», 2006.
  4. Н.А.Лихачева Учебное пособие «Основы
    педагогики и психологии», ОмГПУ, 2007.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *