Элективный курс Элементы биофизики предпрофильная подготовка

  • Телегина Наталия Михайловна, учитель физики

Одним из важнейших требований к школе является
ориентация образования не только на усвоение
учащимися определенной суммы знаний, но и на
развитие его личности, познавательных
способностей, успешной социализации в обществе и
активной адаптации на рынке труда.

Реализация в предпрофильных классах
элективных ориентированных курсов преследует
своей целью подготовку учащегося к выбору
направления дальнейшего образования.

Элективные курсы рассчитаны на небольшое
количество часов, что позволяет школьникам в
течение года попробовать себя в различных видах
деятельности, в соответствии с профилями,
предполагаемыми конкретной школой.

Курсы по выбору могут завершаться как
экзаменационными испытаниями, так и защитой
выполненного проектного или исследовательского
задания.

В своей работе в предпрофильных классах за
основу беру разработки элективных курсов – Н. И.
Зорин “Методы решения задач”, “Элементы
биофизики”, Б. Ф. Билимович “Световые явления
вокруг нас” и другие (тема зависит от интересов и
состава классов), – внося изменения и дополнения
в тематику занятий.

Предлагаю вашему вниманию некоторые моменты
своей работы по элективному курсу, в основе
которого лежит разработка Н. И. Зорина “Элементы
биофизики”.

Данный курс основан на знаниях и умениях,
полученных учащимися при изучении физики и
биологии в средней школе.

Цель курса: показать необходимость развития в
процессе обучения физике способностей,
позволяющих решать задачи и получать
дополнительные сведения из смежных областей
знаний. Достижение цели достигается средствами
предметной интеграции, которые учитывают
интересы и познавательные возможности учащихся,
приводящими к развитию их творческих
способностей, связанных с потребностью к
самообразованию.

Основная задача курса: показать возможность
межпредметной интеграции дух предметов
естественнонаучного цикла – физики и биологии.

В работе по данному элективному курсу мне
помогают методические разработки “Физика –
биология, 7-9 классы” (Программа интегрированного
курса, 7-9 классы. Планы уроков), разработанные
учителями физики (Телегиной Н.М., Шель Н.В.) и
учителями биологии (Байковой Т.Н., Опариной Ю.Н.)
нашей школы (напечатаны в газете “Физика”,
еженедельное приложение к газете “Первое
сентября”, № 28, 30, 31 – Москва, 1999 г.)

Отбор биофизического материала осуществляется
в трех направлениях: – показать учащимся
единство законов природы, применимость законов
физики к живому организму;

– познакомить учащихся с физическими
методами воздействия и исследования, широко
применяемыми в биологии и в медицине;
– ознакомление учащихся с идеями и некоторыми
результатами бионики, биофизики.


Содержание курса (34 часа)


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Элементы биофизики при изучении
механики

6

2.

Элементы биофизики при изучении
колебаний и звука

6

3.

Элементы биофизики при изучении
теплоты и молекулярных явлений

6

4.

Элементы биофизики при изучении
электричества

6

5.

Элементы биофизики при изучении оптики
и строения атома

6

6.

Обобщающая конференция

4

Итого:

34


Урочно-тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

1.

Движение и сила. Масса тела. Плотность.

2.

Силы. Их проявления в живой природе.

3.

Давление жидкостей и газов в живой
природе.

4.

Где мы встречаемся с действием
Архимедовой силы в живой природе?

5.

Законы Ньютона и живая природа.

6.

Простые механизмы в живой природе.

7.

Колебания в живой природе. Голосовой
аппарат человека

8.

Голоса в животном мире. Биоакустика рыб.

9.

Колебательное движение, звуки и
медицина.

10.

Эхо в мире живой природы. Ультразвук и
инфразвук.

11.

Урок-конференция по теме
“Колебания и волны. Звук”

12.

13.

Процессы диффузии в живой природе.

14.

Капиллярные явления. Смачиваемость.

15.

Теплоизоляция в жизни животного мира.

16.

Пчелиный улей с точки зрения
теплотехники.

17.

Роль процессов испарения для живых
организмов. Испарение в жизни растений.

18.

Закон сохранения и превращения энергии
в природе.

19.

Электрические свойства тканей
организма. Поражение молнией.

20.

Биопотенциалы и их регистрация.

21.

Применение статического электричества.

22.

Применение постоянного тока и
высокочастотных колебаний с лечебной целью.

23.

Радиотелеметрия. Новые источники
электроэнергии.

24.

Электрические рыбы.

25.

Глаза различных представителей
животного мира.

26.

Глаз человека.

27.

Как пчелы различают цвета.

28.

Холодное свечение в природе.
Интерференция в живой природе.

29.

Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи.

30.

Радиоактивные изотопы в биологии и
медицине.

31.

Заключительная конференция на
тему “Биофизика”.

32.

33.

Физико-биологический турнир.

34.

На первом занятии учитель знакомит учащихся с
содержанием курса и предлагает опережающее
задание: подготовка презентации по вопросу,
который вызвал наибольший интерес.

По мере готовности презентаций они могут быть
использованы при проведении занятий, на
уроках-конференциях, на заключительной
конференции по теме “Биофизика”. Одно из
условий подготовки презентации – рассмотрение
выбранного вопроса с точки зрения физики и
биологии, включение в работу задач.

Вашему вниманию предлагаются некоторые слайды
из подготовленных учащимися презентаций (Приложение 1).

Литература

  1. Элективные ориентационные курсы и другие
    средства профильной ориентации в предпрофильной
    подготовке школьников. Учебно-методическое
    пособие. Москва 2004 г.
  2. Элективный курс “Элементы биофизики”, Н.И.
    Зорин, 9 класс, Москва 2007 г.
  3. Биофизика на уроках физики (из опыта работы).
    Пособие для учителей. Москва “Просвещение” 1974 г.
  4. Физика и человек. Пособие для учителей физики
    общеобразовательных учреждений. Москва 1994 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *