Дидактические игры как средство успешной автоматизации звуков речи у детей дошкольного возраста

  • Рогунова Светлана Юрьевна, учитель-логопед
«У ребенка есть страсть к игре, и
надо ее удовлетворять»
А.С.Макаренко

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к
обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для
дошкольников, имеющих нарушения речи, в условиях детского сада создаются
специальные логопедические пункты, основной задачей которых является коррекция
речевых дефектов. Для решения данной задачи в рамках детского сада
осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции
логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане
эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры
выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются
психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в
логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению
речевых нарушений. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в
игре речевые навыки. Игра увлеченность, она интенсивно вовлекает всего человека,
активизирует его способности, способствует поиску оптимальных решений.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности
детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают
способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным,
вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение,
облегчает процесс усвоения знаний.

Работая учителем-логопедом на логопункте при дошкольном учреждении, я
занимаюсь, в первую очередь, постановкой и автоматизацией нарушенных звуков. У
детей дошкольного возраста процесс автоматизации проходит очень медленно,
поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с
речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии
(нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью,
возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушение общей и
речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В
связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества
повторений, чем их сверстникам с нормой речи. Поскольку ведущим видом
деятельности является игра, я стала использовать в занятиях разные дидактические
игры. Я считаю, что замена однообразных упражнений и тренировок различными
дидактическими играми способствует ускоренному и более качественному усвоению
материала.

Таким образом, целью своей профессиональной деятельности определила
развитие звуковой стороны речи через использование дидактических игр.

Для реализации поставленной цели наметила следующие задачи:

1. Развивать звуковую сторону речи детей через дидактические игры на
развитие:

  • слухового внимания;
  • фонематического слуха;
  • артикуляционной моторики;
  • мелкой моторики рук;
  • на постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях;
  • на автоматизацию в связной речи;
  • на развитие лексико-грамматических конструкций;

2. Систематизировать дидактические игры в методическую копилку; разработать
серии занятий на постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах,
предложениях, на автоматизацию в связной речи, на развитие
лексико-грамматических конструкций.

3. Подготовить информационно-консультативный материал для педагогов и
родителей.

4. Оснастить логопедический пункт необходимыми пособиями, методической
литературой.

5. Выстроить систему работы с педагогическим коллективом детского сада.

6. Привлечь родителей логопатов к коррекционно-развивающей работе через
систему индивидуальных консультаций, методических рекомендаций для успешной
коррекции звукопроизношения.

Развитие звуковой стороны речи я осуществляю поэтапно. Сначала совершенствую
умения узнавать, выделять, различать, звуки близкие артикуляции и акустическим
свойствам из ряда звуков, слогов, слов. Затем формирую правильный
артикуляционный уклад с помощью специальных занимательных артикуляционных
упражнений. И уже только потом ввожу поставленные звуки в самостоятельную речь
через дидактические речевые игры с постепенным усложнением речевого материала.

С детьми на логопункте я применяю индивидуальную и групповую формы обучения.
Индивидуальная форма работы используется мной для постановки нарушенных звуков,
обучения лексическим и грамматическим конструкциям, а групповая – для
автоматизации поставленных звуков, пополнения словарного запаса, уточнения
грамматических конструкций, звукового анализа слов, обучения связной речи

Организовывая игровую деятельность, я опираюсь на принципы активности,
открытости и доступности, динамичности, наглядности, занимательности и
эмоциональности, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Работая индивидуально или с группой детей, я применяю различные виды
дидактических игр: игры с предметами (игрушками), настольные печатные игры и
словесные игры. На индивидуальных занятиях игры носят характер уточнения,
закрепления поставленного звука, работу над звуковым анализом слова, развитием
мелкой моторики рук и т.д. На этих занятиях, контроль за правильностью
выполнения заданий проводится мной и непосредственно самим ребёнком. На
групповых занятиях игры носят соревновательный характер, также дети стараются
контролировать не только свою речь, но и речь товарищей. С помощью такого
контроля уровень усвоения материала происходит гораздо успешнее.

Веду тесное сотрудничество с педагогом-психологом по работе
психолого-медико-педагогического консилиума детского сада, по проблемам детей и
в совместных путях коррекционной работы, разрабатываем совместную программу
сопровождения на детей с проблемами в развитии. Совместно с воспитателями ведем
тетрадь развития речи детей. В этой тетради фиксируется речевое развитие каждого
ребёнка на начало, середину и конец года. Совместно с воспитателями планируем и
осуществляем индивидуальную работу с нуждающимися детьми, включая игры на
автоматизацию звуков и пополнение словарного запаса.

Так же работаю в тесном сотрудничестве с родителями. В индивидуальных беседах
с родителями, я в доступной и корректной форме рассказываю о проблемах детей и
способах исправления недостатков, описываю, какие игры можно проводить в
домашних условиях с ребёнком, на что обратить особое внимание, рекомендую
литературу в помощь, показываю способы артикуляционной гимнастики и т.д.
Родители с большим удовольствием присутствуют на занятиях с детьми. Так же, на
каждую группу, на сайте мной размещаются «Советы логопеда», в которых я
рассказываю об актуальных проблемах речевого развития детей разного возраста и
посильной помощи со стороны родителей.

Работая над своей темой «Дидактические игры, как средство успешной
автоматизации звуков речи у детей дошкольного возраста», я изучаю специальную
литературу, средства периодической печати, знакомлюсь с опытом других логопедов.

Такое построение образовательного процесса позволило достичь мне следующих
результатов:
создала методическую копилку дидактических игр на развитие:
слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, мелкой
моторики рук, на постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах,
предложениях, на автоматизацию в связной речи, на развитие
лексико-грамматических конструкций.

Разработала серии занятий на постановку и автоматизацию звуков [Ш], [Ж], [Л],
[Л’], [Р], [Р’] в слогах, словах; подобрала художественное слово на
автоматизацию этих звуков в связной речи. Так же разработала серии занятий на
развитие лексико-грамматического строя речи, по основным лексическим темам:
«Овощи», «Фрукты», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Одежда», «Перелётные птицы»,
«Зима», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши»,
«Зимующие птицы», «Мебель», «Инструменты», «Транспорт», «Весна», «Профессии»,
«Растения луга», «Космос», «Насекомые». Выстроила систему работы с
педагогическим коллективом ДОУ. Привлекла родителей логопатов к
коррекционно-развивающей работе через систему индивидуальных консультаций,
методических рекомендаций для успешной коррекции звукопроизношения. Подготовила
информационно-консультативный материал для педагогов и родителей; оснастила
логопедический пункт необходимыми пособиями, методической литературой,
приобрела, дидактические игры оформила картотеку игр по секциям.

Принимаю активное участие в работе детского сада – выступаю на педагогических
советах, семинарах, консультациях, в детских праздниках. Участвовала в семинаре
с докладом «Развитие мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности»,
в круглом столе по теме «Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста», «Игры на автоматизацию звуков в
словах». Приняла участие, акция «Педагогическая мастерская» ( где показала
открытое занятие «Автоматизация звука [Р] с использованием дидактических игр»);

Таким образом, при использовании дидактической игры создаются благоприятные
условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и
внятного произнесения слов, устранения речевых нарушений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *