Демонстрационное занятие по химии в 10-м классе Сравнительная характеристика полимеров

  • Шаверская Ольга Николаевна, учитель химии
  • Шунина Любовь Андреевна, ассистент кафедры информатизации образования ИМИиЕН

Тип занятия: обобщение и
систематизация знаний.

Цель занятия: Обобщение и
систематизация сведений об изученных
углеводородных полимерах. Закрепление умения
применять в комплексе знания о строении,
свойствах и применении изученных органических
соединений. Продолжение работы по формированию
информационной компетентности учащихся.

Цель для участников семинара:
показать возможности предмета
естественно-математического цикла для развития
информационной компетентности учащихся, в
частности умение свертывать и развертывать
информацию, полученную из различных источников.

Мотивация деятельности. На примерах
изученных углеводородных полимерах рассмотреть
и закрепить представления о зависимости свойств
от строения и типа химических связей,
практическом значении углеводородных полимеров,
т.е. на конкретных примерах проиллюстрировать
схему, совершенствовать навыки поиска и работы с
информацией.

Оборудование и материалы:

На столах учащихся: образцы
пластмасс – полиэтилен, полипропилен,
полистирол, поливинилхлорид; тигельные щипцы,
спички, портативные приборы для нагревания,
ножницы, таблицы по определению пластмасс. – 7
комплектов

В электронном виде: 3D-модели
полиэтилена, поливинилхлорида, полистирола,
файлы с найденной учениками информацией о
применении вышеназванных полимеров.

Раздаточный материал:

Для учащихся: заготовки таблицы (приложение 1) – 14 шт.

Для участников семинара: таблицы (приложение 2), анкета учащегося (приложение 3), тезисный материал по
теме “Информационная компетентность” (
приложение 4) – 20 шт.

Этапы занятия:

  1. Определение учащимися цели занятия
  2. Определение путей достижения поставленной цели
    (построение на доске кластера, параллельный
    перенос его в рабочую тетрадь учащегося) см.
    Приложение 5.
  3. Выбор формы фиксирования результатов
    продвижения к цели (составление конспекта, схемы
    или таблицы – учащиеся, уже работающие в этой
    системе, выбирают таблицу) см Приложение 1.
  4. Поиск информации с использованием различных
    источников информации. Поэтапное фиксирование
    результатов в таблицу, сопровождающееся
    аргументацией выбора со стороны учащихся.
    (работа с конспектами предыдущих занятий, анализ
    моделей молекул, проведение лабораторного опыта,
    работа со справочными таблицами, представление
    материалов домашнего задания, собранных с
    помощью поиска информации через Интернет) см
    Приложение 2.
  5. Сравнение разных форм представления найденной
    информации, аргументация выбора той или иной
    формы (материал представлялся в виде текста или в
    виде иллюстраций с тезисами; учащиеся
    анализировали с помощью какой формы им быстрее
    заполнить таблицу, дополнить ответ
    одноклассника, сравнить информацию своей работы
    с информацией другого ученика).
  6. Определение общего признака исследуемых
    образцов полимеров (оформление названия
    раздаточной таблицы).
  7. Прогнозирование дальнейшего пути знакомства с
    полимерными материалами (на кластере выделилось
    направление термореактивные полимеры,
    которое в ходе занятия не рассматривалось.–
    именно оно и станет следующим этапом при
    систематизации знаний учащихся о новых
    полимерах)
  8. Рефлексия
  9. Ответы на вопросы участников семинара по этапам
    занятия, раздаточному материалу

Литература


Узлы информационного переплетения Информационный носитель Доступ к информационному носителю Оценка и комментарии
Отражение ее содержания в
учебной дисциплине
Гейн Александр Георгиевич
Информационно-методическое обеспечение
профессиональной деятельности педагога,
педагог– психолога, работника школьной
библиотеки.
М., Педагогический университет “Первое
сентября”,2010
Вопросы по работе с информацией
Компонентный состав информационной
компетентности выпускника общеобразовательной
школы
http://www.nemaschool.siteedit.ru/page14 Материал для подготовки приложения 4
Е.Е. Минченков, А. А. Журин,Химия 10 Смоленск: Ассоциация XXI век, ОАО
“Московский учебник”2007
Для работы учащихся
Справочные таблицы для работы учащихся
Расширенное представление
научной информации
Вещества, которые создал человек:
полиэтилен (N 131671)
http://school-collection.edu.ru
Изделия из полипропилена (N 131982) http://school-collection.edu.ru
Поливинилхлорид (N 103869) http://school-collection.edu.ru 3D модель
Полиэтилен (N 104000) http://school-collection.edu.ru 3D модель
Полистирол (N 103903) http://school-collection.edu.ru 3D модель
Дидактические установки Программы общеобразовательных
учреждений

Программа курса химии в средней
(полной) школе. 10–11 классы. / Е.Е. Минченков, А.А.
Журин, П.А. Оржековский

Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
Общая методика построения
учебной дисциплины
Коровкина Наталья Николаевна
Информационная компетентность учащихся
общеобразовательной школы
http://festival.1september.ru/articles/412191/
Киселева Татьяна Геннадьевна
Диагностика и формирование информационной
компетентности средствами учебного предмета
http://www.openclass.ru/stories/62780 Материал для подготовки прилжения 3
Методика построения занятия Журова Ольга Владимировна Из опыта
работы: формирование информационной
компетентности учащихся на уроках химии
http://festival.1september.ru/articles/561004/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *