Буквы з, с на конце приставок

  • Путинцева Людмила Александровна, учитель начальных классов

Цели:

  • выработать умение правильно выбирать букву на
    конце приставки, оканчивающейся на –з или на –с;
  • активизировать деятельность учащихся в применении знаний ранее изученных
    тем;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • Интерактивная доска;
  • дидактический раздаточный материал;
  • сигнальные карточки с буквами “з” и “с”.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Оформление тетрадей.

2. Актуализация знаний.

Ребята, замените определение понятий одним словом.

1. Сообщение о чём-либо. (Известие.)
2. Человек, разносящий пакеты с документами. (Рассыльный.)
3. Молчание, полная тишина. (Безмолвие.)
4. Группа солдат, обслуживающих орудие. (Расчёт.)
5. Проверочный опрос, экзамен. (Испытание.)
6. Сухая щепа, лучина для разжигания огня. (Растопка.)
7. Место, где начинается водный источник. (Исток.)

(Учащиеся записывают слова. Ребята, на какое правило вы записали слова.
Вспоминаем орфограмму №11, комментируем и выделяем. На интерактивной доске схема:

I. Закрепление изученного материала:

1) Работа с текстом.

Задания (Текст у каждого учащегося на парте)

Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Определите тему текста. Какой
стиль использовал автор? Определите тип речи. Какова главная мысль?

Карлуха

Карлуха – бе…покойный воронёнок. Он важно ра…гуливает по двору и прячет всё,
что попадает в клюв.

Однажды Карлуха ра…добыл пуговицу и стал её прятать. Сунул в траву , где
густо ра…рослись ромашки, колокольчики, метёлки. Пригнул колосок пуговицу
закрыть, а колосок ра…прямился. Ра…адорился воронёнок, стал ромашки,
колокольчики сгибать, а они поднимаются.

Ра…терялся Карлуха: так пуговицу любая сорока может украсть. А сороки уже
близко; ра…храбрились, ра…шумелись.

Воронёнок решил кирпич и…пользовать. Ра…копал под ним землю и спрятал
пуговицу, а сам для верности сверху ра…положился. Пусть теперь сороки попробуют
украсть!

2) Самостоятельная работа

Выпишите из текста слова на изученную орфограмму.

Произведите разборы:

А) Синтаксический разбор первого предложения.
Б) Морфемный разбор слов: расхрабрились, расшумелись. (Трое учащихся
работают у доски)Проверка.

3) Сопоставление предлогов без-, из и приставок из-, ис-
(На интерактивной доске)

Записать прилагательные

  • Погода без ветра –
  • День без радости –
  • Ночь без звезд –
  • Зима без снега –
  • Ночь без сна –
  • Человек без жалости –
  • Рыцарь без страха –
  • Малыш без защиты –

(Обращаем внимание, что в некоторых словах пишутся СС, ЗЗ)

4) Устный диктант с сигнальными карточками (Карточки
красного и синего цвета)

Бесплатный, бездарный, воскликнуть, возгордиться, избежать, испугать,
разбросать, растерять, бесценный, бездумный, вздрогнуть, вспомнить, низвергаться,
ниспадать.

Учитель. В современном русском языке редко встречаются слова с
приставками воз-, вос, низ-, нис-. Первая обозначает направление
действия вверх(возносить, восходить) и начало действия(возлюбить,
воспылать);вторая-направление действия вниз(низвести, нисходить). Новые слова с
этими приставками не образуются.

III. Проверка знаний учащихся по теме (по вариантам)

Карточка 1

1) Вставить пропущенные буквы.

2) Замените выделенные слова синонимами с приставками на -З,
-С. Запишите эти слова.

Грачи давно ходили по двору и начали вить гнёзда в берёзовой
роще. Скворцы тоже селились поближе к человеческому жилью. Отец
сообщил
, что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец
едва смог их увидеть. Река вышла из берегов и
затопила луга.

3)Найдите «лишнее» слово.

А) Бе…заботный, бе…печный, бе…покойный.
Б) Ра…свет, в…дыхать, ра…цвет.

Карточка 2

1) Обозначь соответственно цифрами 1 и 2 слова с
приставками, которые пишутся всегда одинаково и с приставками, написание которых
зависит от следующего за ним согласного.

Во…вание( ), …ползти( ), …шить( ), по…бирать( ), з…расти( ), в…тряхнуть(
), пр…скакать( ), и…жарить( ), и…портить( ), бе…конечный( ), и…гнать( ),
о…тереть( ), п…дать( ), ра…бросать( ), бе…радостный( ), на…винуть( ).

2) Найдите «лишнее» слово.

А) Ра…вели, бе…порядок, бе…жалостный.
Б) Бе…дарный, бе…честный, ра…жалобить.
В) И…следовать, и…чертить, и…бирать
Г) В…карабкаться, в…лететь, в…думать.

3) Укажите слова, в которых нет приставки.

А) В…дыбиться, …доровенный, …говориться.
Б) Ра…писание, ра…тение, ра…колоть.
В)…дешний, …держанность, со…дать.

V. Домашнее задание

Орфограмма № 11, упр. 414 (распределите слова в три
группы: 1) с приставкой с-, 2) с приставкой на з– и с-, 3) без приставки – в
этих словах з входит в корень – см. слова на полях: здесь, здание,
здоровье
).

VI. Творческое задание

Составить 5 предложений на тему «Зима», используя слова с приставками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *