Анализ конкретных ситуаций на уроках экономики

  • Стрельцова Ольга Васильевна, учитель экономики

В рамках Госстандарта нового поколения в
систему учебных действий включены личностные,
метапредметные и предметные результаты,
описаны требования к ним.

Установленные стандартом новые требования к
результатам обучающихся вызывают необходимость
в изменении содержания обучения на основе
принципов метапредметности как условия
достижения высокого качества образования.
Учитель сегодня должен стать конструктором
новых педагогических ситуаций, новых заданий,
направленных на использование обобщенных
способов деятельности и создание учащимися
собственных продуктов.

«Универсальные учебные действия тесно связаны
с достижением метапредметных результатов, то
есть таких способов действия, когда учащиеся
могут принимать решения не только в рамках
заданного учебного процесса, но и в различных
жизненных ситуациях». [2, с. 3].

Содержание учебного материала и форма, в какой
он преподносится учащимся, должны быть таковы,
чтобы формировать у них целостное представление
видение мира и понимание места и роли человека в
нем, чтобы получаемая учащимися информация
становилась для них личностно-значимой.

Опыт использования технологии анализа
конкретных ситуаций при обучении показал
высокую эффективность.

Проблемно-поисковый анализ, позволяет
учащимся, опираясь на собственный опыт,
формулировать выводы, применять на практике
полученные знания, предлагать собственный
(групповой) взгляд на проблему. Проблема
представлена в?неявном, скрытом виде, причем,
как правило, проблема не имеет однозначного
решения. Материалы для анализа содержат
небольшие тексты.

Работа учащихся включает следующие этапы:
критическое осмысление информации, вычленение
проблемы для решения; анализ, ориентирующий на
выявление причин проблемы; поиск идей,
направленных на решение проблемы, или разработка
плана действий. Кейс может быть представлен
в?письменной или устной форме.

Учащиеся получают жизненно важный опыт решения
проблем, возможность соотносить теории и
концепции с реальной жизнью.

У ребят развивается умение слушать и понимать
других людей, работать в команде.

Данные технологии предоставляют больше
возможностей для работы с информацией, оценки
альтернативных решений, что очень важно в
настоящее время, когда ежедневно возрастают?
объемы информационных потоков, освещаются
различные точки зрения на одно и то же событие.

В? жизни ученикам пригодится умение логически
мыслить, формулировать вопрос, аргументировать
ответ, делать собственные выводы, отстаивать
свое мнение.

Содержание учебного материала формируют у них
целостное представление мира и понимание места и
роли человека в нем, получаемая учащимися
информация становится для них
личностно-значимой.

Например, на уроках математики школьники
изучают «проценты» и решают по теме
соответствующие задачи, определяя, в том числе
банковские проценты. На уроках экономики
учащиеся используют навыки вычисления процентов
при изучении темы «Банки». При этом создается
познавательная проблемная ситуация:
предлагается «разместить» деньги в банк и
определить получаемый доход.

Учащиеся самостоятельно изучают рынок
банковских услуг, знакомятся с особенностями
размещения денег в различных банках, анализируют
предлагаемые банком условия по вкладам, выбирают
оптимальные условия и учатся обосновать
выбор..При этом учащимися приобретаются навыки
переработки информации (анализ, синтез,
интерпретация, экстраполяция, оценка,
аргументация, умение сворачивать информацию).

Особенностью темы является то, что учащимся
предлагается определить еще и реальный доход с
учетом существующей инфляции и возможного
налога на доход.. Иногда неожиданным для ученика
является неучтенная информация об услугах
банков, которые предлагают очень высокие
проценты. Тогда возникает необходимость
рассчитывать еще и налог на доход… Они учатся
критически мыслить : сравнивать факты и мнения,
определять соответствие информации,
достоверность источника, видеть двусмысленность
утверждения, логические несоответствия и т.п.
Готовят себя к будущей взрослой жизни.

Возникает также необходимость создания
ситуационных заданий, направленных на
разрешение конкретных личностно значимых
проблем учеников. Они » дают основу для
реализации идеи создания условий для «подлинной
жизни на уроке», о чем говорили и Ш. Амонашвили, и
В Сухомлинский, когда урок не только готовит к
жизни, но и является средством познания учеником
важнейших проблем своей сегодняшней жизни».

При изучении темы «Деятельность фирмы»
учащиеся пробуют себя в роли управленца,
знакомятся с профессией менеджера. Изучив
литературу и специфику профессии, они определяют
для себя: «почему я хотел бы, или не хотел бы быть
менеджером» (Многие хотят).

После чего учащимся предлагается
смоделировать процесс:

Суть деятельности заключается в том, что
усвоение материала происходит в ходе решения
практической задачи, познавательной проблемной
ситуации. «Доводы, до которых человек
додумывается сам, обычно убеждают его больше,
нежели те, которые пришли в голову другим» Б.
Паскаль.

Класс -«производственная фирма»,
определяется цель деятельности фирмы,
выбирается «менеджер фирмы». Учащиеся делится
на группы-«отделы», которые решают вопросы
снабжения, производства, управления финансами,
продвижением товара на рынок и т.д. Во главе
отдела тоже стоит «менеджер».. В «отделе»
каждому ученику отводится определенная роль.
Далее самое сложное: необходимо отделу и каждому
«работнику» поставить цель, составить план
деятельности, сформировать организационную
структуру,. смотивировать сотрудников,
определить систему контроля, спрогнозировать
ситуацию и т. д., а «менеджеру фирмы» всю
деятельность скоординировать. После деловой
игры учащиеся зачастую меняют отношение к данной
профессии и понимают, что не каждый человек может
управлять.

При проведения практической работы «Затраты
фирмы», в ходе которой учащиеся сами формируют
штат сотрудников фирмы, определяют затраты в
(т..ч. заработную плату) и устанавливают цены на
товар, им предлагается дать ответ на вопрос:
«Если всем работникам фирмы платить высокую
заработную плату:».

Результаты изучения экономики проявляются «в
умении объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных, социальных позиций;
способности анализировать реальные социальные
ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей» [1, с. 33].

Список использованной литеатуры:

  1. Примерные программы по учебным
    предметам.Обществознание.5-9
    класс.:М.Просвещение. 2010
  2. Леонтьева М.. Жизнь на уроке должна стать
    подлинной или метапредметный подход в обучении и
    универсальные учебные действия//Учительская
    газета. 2009.-№1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *